На одном из садовых участков в Ленинградской области трое друзей запустили железную дорогу
В Ленинградской области трое друзей соорудили из подручных материалов рельсы, шпалы, навели мосты и даже построили паровоз. На все ушли годы. Любопытно, что в хозяйстве эта дорога почти бесполезна.
Ни красной ленточки, ни торжественных речей. Наоборот, в день запуска маленькой железной дороги случился аврал — сорвало прокладку левого поршня. Отцы-основатели открутили крышку, подварили, залили, подкинули, подтолкнули, — и вперед!
На вопрос, сколько времени потрачено на постройку этого паровоза, соавтор мини-паровоза Сергей Терехов отвечает: «У нас на все про все ушло лет восемь с лишним. Ни в коем случае не жалеем о потраченном времени. Самая большая радость в том, что он заработал».
Паровоз всего полтора метра высотой. Машинист в будке сгибается почти пополам. Из-за тесноты он и за кочегара, и за слесаря. Со стороны кажется: не управляет машиной, а танцует с ней парный танец. От слова «пар», конечно.
«Нагнали пар, смотришь, следишь за водичкой, чтоб не ушла, это очень важно. За топкой, чтобы постоянно тяга была. Его все время надо чувствовать», — отмечает соавтор мини-паровоза Виталий Мараев.
В основе конструкции — узкоколейные паровозы Первой мировой. Такие подвозили на передовую снаряды и спасали раненых. Авторы отказались от профильных рельсов — их дорога из элементарной стальной полосы. Колею сузили в два раза, в результате уменьшились и габариты локомотива. Такой уже можно выпускать на садовый участок.
Преимущество такой железной дороги в том, что ей не нужно специальной строительной техники. Положил бревна прямо на землю, сверху рельсы, и можно ехать.
Участок хозяина Павла Чилина — островок, который каждый год подкапывают бобры. Воевать с животными он не хочет, но и дом утопить нельзя. Кто-то выбросил чугунный швеллер шириной в 300 мм. Павел его распилил, перебросил через канавы. Получилось три узких мостика. И тут-то вспыли детские воспоминания.
«Около большой дороги было примыкание узкоколейки. На этой узкоколейке ходил маленький паровозик. Машинист на ходу притормаживал, сам выскакивал, стрелки переводил, запрыгивал, ехал в другую сторону. Маленькие такие вагончики», — вспоминает соавтор мини-паровоза Павел Чилин.
Теперь в хозяйстве друзей — полкилометра путей, десять стрелок, два кольца, три тупика, есть дрезина, вагонетки. И король дороги — паровоз.
Для Сергея это увлечение профессиональное: он слесарь локомотивного депо. Виталий — вдохновитель и снабженец проекта. А Павел Чилин — инженер-конструктор мини-паровоза, хотя в городе его знают как строителя органов.
Утилитарного применения этой железной дороге нет. Разве что пару вагонеток песка перебросить. На круг по участку уходит ведро воды и четверть кубометра дров. Зато виды открываются на зависть бывалым путешественникам. Чистая романтика! К следующему лету друзья задумали открыть водный путь — под мостами на лодке. Естественно, тоже под паром.