Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
6 декабря 2020, 21:34

Школьники на дистанционном обучении хуже спят и больше нервничают

Обстановка с COVID заставила вернуть школьников на удаленку, после первого раунда которой, казалось бы, только выдохнули. Технологии, конечно, хорошо, об этом, кстати, сегодня будет немного позже и уже не только в связи с образованием.

Так вот, технологии хорошо, но занятий в классе они не заменят, с уверенностью говорят психологи. Есть вещи, выходящие за рамки просто суммы знаний. Настроение. Оно скачет, показал опрос, который при поддержке Министерства просвещения провели среди учеников восьмых-десятых классов.  А их в России три миллиона.

В опросе приняло участие полмиллиона старшеклассников, что позволит сделать довольно точные выводы о состоянии российских подростков в целом. Специалисты только начали обрабатывать данные, но тренд уже очевиден.

– Уровень тревожности вырос. Это мы можем констатировать уже сейчас. Мы видим, что субъективно они не отмечают ухудшения состояния, при этом нарушения сна фиксируются, – говорит Наталья Треушникова, врач-психиатр, президент Союза охраны психического здоровья.

Откуда тревога, известно. У школьников жизнь изменилась, порой даже значительнее, чем у взрослых.

– Телефон я ставлю вот так, – показывает Дамир Курмангалиев, ученик 6-го класса.Иначе не ловит. А проводного интернета в этом частном доме на окраине Саратова нет.

– Бывает, интернет не срабатывает даже и с этой конструкции, поэтому сын вынужден вставать на диван и прикреплять телефон скотчем к самому верху окна. То есть если он уберет телефон на сантиметр в сторону, то интернет уже может не работать. И конечно, очень трудно, и он очень нервничает и переживает, – делится Марина Курмангалиева, мама Дамира.

С другой стороны это уже все равно не то, что было весной. Тогда для существенной части школьников и в городах-миллионниках и в глубинке учеба строилась так.

– Раньше нам давали только домашнее задание, мы его делали и отправляли учителю, иногда это было сложно, особенно по математике, да, – делится Наталья Якупова, ученица 8-го класса.

Подобное уже редкость. Теперь что в Москве, что в селе в Ульяновской области полноценные видеоуроки.

– Сейчас намного проще, потому что учитель видит ребенка, видит их глаза, они видят учителя, учитель объясняет им, – считает Регина Кононова, мама Натальи.

А что с успеваемостью? В частности у этих детей оценки стали получше. Но вот, например, в Воронежской области было так много жалоб на качество образования, что дистанционку отменили даже на фоне роста заболеваемости. Например, родители недовольны тем, что без личного контроля некоторые дети буквально перестают учиться. И это проблема всех регионов. Вот чистосердечное признание новосибирского школьника.

– Английский, например. Все отключаем, камеры, звук и заходим в какую-нибудь игру. Там сидим все 40 минут и играем. Потом в конце, да-да, все мы поняли, спасибо за урок, до свидания, и продолжаем играть, – делится Андрей Андреев, ученик 10-го класса.

Однако, в масштабах страны министерство просвещения делает выводы об успеваемости школьников по результатам экзаменов и всероссийских проверочных работ.

– Мы не видим серьезных отклонений в худшую сторону по сравнению с тем, как всероссийские проверочные работы проходили в прошлые годы, сохраняется устойчивый тренд. Все-таки несмотря на то, что такая сложная была весна, провалов нет, – считает Дмитрий Глушко, первый заместитель министра просвещения РФ.

Возможно, драматических изменений нет еще и потому, что дистанционно сегодня учатся только 18% российских школьников, то есть около трех миллионов детей. Приблизительно 500 тысяч из них московские старшеклассники.

– Падения не будет по успеваемости именно в отношении оценок. Мы видим сейчас по результатам муниципального этапа олимпиад, что у нас увеличивается количество победителей призеров регионального этапа олимпиад и участников, количество увеличилось, – комментирует Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы.

Вот как раз такие ребята. Победители столичных олимпиад.

– Преподаватели дают то же самое, лекции такие же, нас так же спрашивают, тесты проходят так же, проверки знаний, то есть в принципе формат не отличается, и удобнее усваивать информацию в удобной для себя обстановке, – делится Ульяна Васиярова, ученица 10-го класса.

После уроков у обоих занятия сверх школьной программы, на которые благодаря дистанционке теперь больше времени.

– Если бы такая форма обучения осталась, вы б согласились? 

– Да, вполне это намного удобнее чем очное обучение. Ты что думаешь?

– Я тоже так думаю, – поддерживает Матвей Васияров, ученик 7-го класса.

Дети, конечно, уникальные, но и они вписываются в тенденцию, которую преподаватели заметили на удаленке.

– Произошло расслоение. Те, кто учился средне, стали учиться похуже, те, кто учился очень хорошо, местами стали учиться даже еще лучше, и возник разрыв, – поясняет Станислав Дробышевский, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Тут уже предостерегают психологи — даже самым способным детям необходима очная школа.

– Эти суррогатные интерактивные формы все равно не заменят живого общения лицом к лицу. Когда вы сидите в одной комнате, видите всю мимику и так далее. Да, вы мне скажете, я тоже вижу мимику. Но вы там видите мимику только на лице и что позволяет экран. При этом не видите язык тела, как я повернулся, на что обратил внимание. Конечно, это проблема — это часть культуры, человек отличается от животных, это проявление богатства нашего общения, которое заключается не только в передаче информации. Мы почему-то вынесли это за скобки и думаем, что только вот выучив теорему Пифагора и три стиха из Энеиды, у нас вот человек и возник. Нет, – комментирует Юрий Зинченко, декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Но все-таки возвращение в классы — решение каждого отдельного региона в зависимости от эпидобстановки.

– Мы надеемся, что ситуация стабилизируется, и этот учебный год мы тоже будем продолжать учиться в очном формате, – делится Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.

А пока Москва продлила дистант старших классов до нового года. Ну а, например, Карелия, даже ужесточила учебный режим. На этом фоне особенно впечатлительные распускают слухи про якобы введение дистанционки раз и навсегда.

– Раз и навсегда такого быть не может в принципе, никогда нигде не обсуждалось, наоборот, мы всегда говорим, что этого никогда не допустим, и главная наша задача в организации работы школы это в том, чтобы школы работали в очном стандартном формате, – рассказал Дмитрий Глушко, первый заместитель министра просвещения РФ.

То есть дистанционная учеба закончится. Причем как только, так сразу.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей