Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
6 декабря 2020, 21:34

Школьники на дистанционном обучении хуже спят и больше нервничают

Обстановка с COVID заставила вернуть школьников на удаленку, после первого раунда которой, казалось бы, только выдохнули. Технологии, конечно, хорошо, об этом, кстати, сегодня будет немного позже и уже не только в связи с образованием.

Так вот, технологии хорошо, но занятий в классе они не заменят, с уверенностью говорят психологи. Есть вещи, выходящие за рамки просто суммы знаний. Настроение. Оно скачет, показал опрос, который при поддержке Министерства просвещения провели среди учеников восьмых-десятых классов.  А их в России три миллиона.

В опросе приняло участие полмиллиона старшеклассников, что позволит сделать довольно точные выводы о состоянии российских подростков в целом. Специалисты только начали обрабатывать данные, но тренд уже очевиден.

– Уровень тревожности вырос. Это мы можем констатировать уже сейчас. Мы видим, что субъективно они не отмечают ухудшения состояния, при этом нарушения сна фиксируются, – говорит Наталья Треушникова, врач-психиатр, президент Союза охраны психического здоровья.

Откуда тревога, известно. У школьников жизнь изменилась, порой даже значительнее, чем у взрослых.

– Телефон я ставлю вот так, – показывает Дамир Курмангалиев, ученик 6-го класса.Иначе не ловит. А проводного интернета в этом частном доме на окраине Саратова нет.

– Бывает, интернет не срабатывает даже и с этой конструкции, поэтому сын вынужден вставать на диван и прикреплять телефон скотчем к самому верху окна. То есть если он уберет телефон на сантиметр в сторону, то интернет уже может не работать. И конечно, очень трудно, и он очень нервничает и переживает, – делится Марина Курмангалиева, мама Дамира.

С другой стороны это уже все равно не то, что было весной. Тогда для существенной части школьников и в городах-миллионниках и в глубинке учеба строилась так.

– Раньше нам давали только домашнее задание, мы его делали и отправляли учителю, иногда это было сложно, особенно по математике, да, – делится Наталья Якупова, ученица 8-го класса.

Подобное уже редкость. Теперь что в Москве, что в селе в Ульяновской области полноценные видеоуроки.

– Сейчас намного проще, потому что учитель видит ребенка, видит их глаза, они видят учителя, учитель объясняет им, – считает Регина Кононова, мама Натальи.

А что с успеваемостью? В частности у этих детей оценки стали получше. Но вот, например, в Воронежской области было так много жалоб на качество образования, что дистанционку отменили даже на фоне роста заболеваемости. Например, родители недовольны тем, что без личного контроля некоторые дети буквально перестают учиться. И это проблема всех регионов. Вот чистосердечное признание новосибирского школьника.

– Английский, например. Все отключаем, камеры, звук и заходим в какую-нибудь игру. Там сидим все 40 минут и играем. Потом в конце, да-да, все мы поняли, спасибо за урок, до свидания, и продолжаем играть, – делится Андрей Андреев, ученик 10-го класса.

Однако, в масштабах страны министерство просвещения делает выводы об успеваемости школьников по результатам экзаменов и всероссийских проверочных работ.

– Мы не видим серьезных отклонений в худшую сторону по сравнению с тем, как всероссийские проверочные работы проходили в прошлые годы, сохраняется устойчивый тренд. Все-таки несмотря на то, что такая сложная была весна, провалов нет, – считает Дмитрий Глушко, первый заместитель министра просвещения РФ.

Возможно, драматических изменений нет еще и потому, что дистанционно сегодня учатся только 18% российских школьников, то есть около трех миллионов детей. Приблизительно 500 тысяч из них московские старшеклассники.

– Падения не будет по успеваемости именно в отношении оценок. Мы видим сейчас по результатам муниципального этапа олимпиад, что у нас увеличивается количество победителей призеров регионального этапа олимпиад и участников, количество увеличилось, – комментирует Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы.

Вот как раз такие ребята. Победители столичных олимпиад.

– Преподаватели дают то же самое, лекции такие же, нас так же спрашивают, тесты проходят так же, проверки знаний, то есть в принципе формат не отличается, и удобнее усваивать информацию в удобной для себя обстановке, – делится Ульяна Васиярова, ученица 10-го класса.

После уроков у обоих занятия сверх школьной программы, на которые благодаря дистанционке теперь больше времени.

– Если бы такая форма обучения осталась, вы б согласились? 

– Да, вполне это намного удобнее чем очное обучение. Ты что думаешь?

– Я тоже так думаю, – поддерживает Матвей Васияров, ученик 7-го класса.

Дети, конечно, уникальные, но и они вписываются в тенденцию, которую преподаватели заметили на удаленке.

– Произошло расслоение. Те, кто учился средне, стали учиться похуже, те, кто учился очень хорошо, местами стали учиться даже еще лучше, и возник разрыв, – поясняет Станислав Дробышевский, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Тут уже предостерегают психологи — даже самым способным детям необходима очная школа.

– Эти суррогатные интерактивные формы все равно не заменят живого общения лицом к лицу. Когда вы сидите в одной комнате, видите всю мимику и так далее. Да, вы мне скажете, я тоже вижу мимику. Но вы там видите мимику только на лице и что позволяет экран. При этом не видите язык тела, как я повернулся, на что обратил внимание. Конечно, это проблема — это часть культуры, человек отличается от животных, это проявление богатства нашего общения, которое заключается не только в передаче информации. Мы почему-то вынесли это за скобки и думаем, что только вот выучив теорему Пифагора и три стиха из Энеиды, у нас вот человек и возник. Нет, – комментирует Юрий Зинченко, декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Но все-таки возвращение в классы — решение каждого отдельного региона в зависимости от эпидобстановки.

– Мы надеемся, что ситуация стабилизируется, и этот учебный год мы тоже будем продолжать учиться в очном формате, – делится Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.

А пока Москва продлила дистант старших классов до нового года. Ну а, например, Карелия, даже ужесточила учебный режим. На этом фоне особенно впечатлительные распускают слухи про якобы введение дистанционки раз и навсегда.

– Раз и навсегда такого быть не может в принципе, никогда нигде не обсуждалось, наоборот, мы всегда говорим, что этого никогда не допустим, и главная наша задача в организации работы школы это в том, чтобы школы работали в очном стандартном формате, – рассказал Дмитрий Глушко, первый заместитель министра просвещения РФ.

То есть дистанционная учеба закончится. Причем как только, так сразу.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей