Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 декабря 2020, 21:07

Вековой юбилей отмечает Служба внешней разведки России


О подвигах с грифом «совершенно секретно» разговор с главой СВР. Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

К 100-летию СВР главный разведчик страны поделился своим опытом работы за границей — в посольстве в Брюсселе, где находится штаб-квартира НАТО. Обычно именно «под крышей» официальных представительств действуют так называемые легальные резидентуры.

«Прежде чем получил вот такую задачу и был направлен в долгосрочную загранкомандировку, уже приобрел скромный, но достаточный опыт работы с территории Российской Федерации, поэтому мне было, может быть, не так сложно освоиться. Работа интересная, захватывающая, увлекательная, конечно, порой опасная, но все работают с пониманием того, что это нужно стране», — сказал Сергей Нарышкин.

Большая часть столетней истории до сих под грифом «секретно», но подвиги разведчиков в Великой Отечественной попали в учебники. О приближении войны Москва узнает из шифровок и начинает подготовку. В переломный 1943-й перед Курской битвой получает детальный разбор немецкой армии. А история о том, как незадолго до Победы союзники пытались договориться с Гитлером, ляжет в основу главного фильма о разведчиках — «Семнадцать мгновений весны».

«Разведка каждый раз знала об этом, каждый раз эти попытки пресекались. И представим себе, что было бы, если бы Британии и Соединенным Штатам удалось договориться с Гитлером и Гитлер смог бы около сотни свежих, хорошо вооруженных дивизий перенаправить с западного направления на восточное. Я, конечно, уверен, что итог был бы все равно такой же, победа была бы за Красной Армией, но какой ценой, дополнительной ценой далась бы эта победа», — сказал глава СВР.

Охота за технологиями — особое направление внешней разведки. Ее агентом был еще знаменитый химик Дмитрий Менделеев, добывший секрет производства бездымного пороха. Во времена холодной войны наша группа получила в США чертежи, ускорив создание советской ядерной бомбы.

Начиная с 60-х, ценнейшие разработки для отечественной промышленности передавали разведчики-нелегалы Людмила и Виталий Нуйкины. Под чужими именами, чужой биографией внедрялись в 18 странах. Об этом она может рассказывать часами, но не назовет ни конкретных городов, ни производств, легко уходя от вопросов. Находясь на задании много лет, они не видела, как на родине растет их сын, представляли по шифровкам.

«Наш Юрий бальным танцам учится. Мы, наверное, полгода ходили обсуждали, представляли, как наш сын вальс танцует. Нельзя никаких фотографий, ничего нельзя», — рассказала ветеран СВР Людмила Нуйкина.

Они пошли на риск — второй ребенок появился за рубежом.

«Врач ведь может узнать, рожала я или нет, скрыть это нельзя. А где ребенок? Приходилось говорить, что он погиб», — рассказала ветеран СВР Людмила Нуйкина.

Ей за 80, но, воспитав уже внуков, она в любой момент готова снова идти на невидимый фронт.

«Я думаю, я бы сейчас могла, на бабулю, может быть, и не обратили бы внимание», — говорит она.

— А как сегодня отбирают в разведчики?

«По интеллекту, психологической устойчивости, коммуникабельности, а главное – понять, какова его истинная мотивация», — говорит Сергей Нарышкин.

А еще возраст до 30 и свободное владение минимум одним иностранным языком. В советские годы ценными помощниками для разведчиков нередко становились иностранцы, симпатизирующие нашей стране.

— А сегодня за границей сложнее найти таких людей?

«Поверьте, в мире — и на Западе, и в развивающихся странах — очень много здравомыслящих, незашоренных людей, не поддавшихся агрессивной пропаганде или, как сейчас говорят, фейкам. Людей, которым импонирует готовность нашей страны отстаивать общечеловеческие ценности, строить многополярный мир, защищать, если хотите, слабых», — ответил Сергей Нарышкин.

Ради высших целей супружеская пара разведчиков-нелегалов Андрей Безруков и Елена Вавилова больше 20 лет выполняли задания в США. Настоящую жизнь полностью сменила легенда, каждую минуту ты на работе — один добывает информацию, другой передает в центр.

— Как друг другу не надоесть?

«Я думаю, то, что у нас была задача, миссия, нам помогало не обращать внимание на неважное. Да просто время на это не было. И периодически надо, конечно, открыть бутылочку шампанского и посидеть как человек с человеком», — говорят Андрей Безруков и Елена Вавилова.

Их имена стали известны в 2010-м после крупнейшего шпионского скандала. Тогда предатель выдал целую сеть нелегальных разведчиков за границей. Самое сложное было объяснить все двум сыновьям, которые родились за океаном. Росли простыми американцами и не подозревали, что на самом деле они русские. Когда состоялся обмен разведчика, дети приехали в Россию и впервые увидели своих настоящих родных.

«Они уже приехали сюда в таком возрасте, когда они полностью сложились», — отметил Андрей Безруков.

«Сначала это был шок, сначала это было сложно. Нам пришлось долго беседовать и помогать понять то, что случилось, и привыкать к новой действительности», — говорит Елена Вавилова.

Их служба началась в 80-е, когда компьютеры еще были размером с телевизор, а соцсетями еще и не пахло.

— Выходит, раньше нелегалам проще было начать новую жизнь? Одна, скажем, фотография, затерявшаяся на просторах интернета, может все испортить.

«Мне нравится ход ваших мыслей, и я коротко отвечу, что вы правы, трудно, но возможно», — ответил глава СВР.

В цифровой век возможностей стало больше. Открытых источников информации столько, что, кажется, не выходя из кабинета, можно раскрыть многие тайны. 

— Можно ли представить, что разведка полностью уйдет в онлайн и в классическом понимании уже не будет востребована?

«Информация, которая добывается разведкой, подчас служит дополнительной информацией, мы являемся таким дополнительным источником, а чаще всего мы являемся единственным источником. Добываемая нами информация не может быть получена иным путем, потому что она не находится в публичном поле, потому и существует особая сфера государственной деятельности, как разведка», — отметил Сергей Нарышкин.

И тяжелую работу там выполняют люди, чьи имена мы не никогда узнаем, но и идут служить в разведку не за славой.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей