Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 декабря 2020, 21:54

Два новых отечественных самолета в воздухе, две новые российские ракеты открывают горизонты в космосе


Настоящий рывок для экономики — достижения в сфере высоких технологий, которыми наряду с нами в мире обладают считанные страны. Новейшие отечественные двигатели ПД-14 под крыльями лайнера МС-21 — свершившийся факт, как и впервые взлетевший пассажирский Ил-114-300 для региональных перевозок. А еще новый импульс развитию космической программы. Начало коммерческих запусков с Восточного. Путь к другим планетам открывают успешные испытания тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5».

На этой неделе столько всего взлетало да еще с пометкой «впервые», что слова «прорыв» и «достижение» звучали буквально с понедельника по пятницу, и пресс-конференция президента в четверг не стала исключением.

«Позавчера МС-21 с нашими отечественными двигателями ПД-14 поднят в воздух. Это практически уже серийный образец почти. Большое достижение, между прочим, и наших двигателестроителей, и авиастроителей. Я их поздравляю с этим событием. И вчера подняли еще Ил-114, совершенно новая машина, практически новой модификации. Тоже большое событие. Поздравляю!» — сказал Владимир Путин.

И ведь есть с чем, без всякой натяжки. Скромность, может, и не порок, но не в данном случае.

Вот оно — будущее российской региональной авиации. Ил-114-300 — та самая «рабочая лошадка» на смену «старичку» Ан-24. Конкретно эта машина — опытный образец, летающая лаборатория, так что салона в привычном понимании тут нет, но на серийных самолетах будет до 68 кресел, по два в ряд. Но вот что в полном комплекте — это кабина. И именно «ильюшинские» решения пилоты всегда хвалили за эргономику, а те, кто летал на других самолетах, им завидовали. Тут, конечно, лучше спрашивать у летчиков: держат ли современные конструкторы со всеми цифровыми нововведениями «ильюшинскую» марку?

«Я очень люблю этот самолет, мне очень нравится все, что здесь делается», — сказал заслуженный летчик-испытатель Дмитрий Комаров.

У пилотов вообще все по любви, но в небе без расчета тоже никуда. Ил-114-300 по неприхотливости и экономичности сравнивают с КамАЗом или с междугородним автобусом. Разумеется, не впрямую, а по стоимости доставки полезной нагрузки на определенное расстояние, а про скорость самолета в этом смысле и говорить нечего.

«Самолет сконструирован под максимальную автономность, у него свой трап, у него большой запас топлива, его не надо на каждом аэродроме, возможно, будет заправлять, если это будут региональные полеты. То есть он будет напоминать маршрутное такси: его утром заправили, подготовили, он весь день летает, возит людей, вечером вернулся на базу», — рассказал заслуженный летчик-испытатель Дмитрий Комаров.

Первый полет по плану чуть больше часа — вопросов к машине нет. А тем, кто говорит, что это лишь вариант Ил-114 тридцатилетней дальности, конструкторы отвечают — это вообще другой самолет. За индексом «300» скрываются три поколения в авиации. А еще на нем новейшие российские турбовинтовые двигатели, тоже повод для гордости.

«Этот двигатель многофункциональный, мы рассчитывали его использование на разных типах самолетов, в том числе на Ил-114, Ил-112 и на вертолетах Ми-38. Это дает эффективную серию и обеспечивает качество этого двигателя», — отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

А вот как звучит другая разработка российских конструкторов — двигатели ПД-14 поднимают в воздух среднемагистральный пассажирский самолет МС-21.

Узкофюзеляжный лайнер на 163 или 211 мест — в зависимости от компоновки. Дальность полета — 6000 километров. К слову, фюзеляж самый широкий в классе — чуть больше четырех метров, а значит, машина и комфортнее, и груза может взять больше. Самолет сразу разрабатывался под возможность установки разных двигателей: американских Pratt@Whitney или отечественных ПД-14 — по желанию заказчика. Но так уж получается в современной глобальной кооперации, что российская силовая установка — это защита для проекта. Проблем с партнерами хватает.

«Как выразился наш президент, хамское поведение американцев, когда они, по сути дела, прекратили сотрудничество с нами по поставке композитных материалов, нам просто не дали другого пути, кроме как идти по пути импортозамещения. Мы сегодня на практике доказали, что основной агрегат самолета, который, собственно, и определяет его потребительские характеристики, это вполне по силам нам продукт», — отметил заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

Продукт, создать который с нуля собственными силами способны лишь несколько стран — посчитать хватит пальцев одной руки. Россия в этом клубе. А еще мы по-прежнему делаем ракеты.

«Она все-таки летает», — пишет в «Твиттере» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин после старта тяжелой ракеты «Ангара-А5». Испытательного полета ждали шесть лет. И, конечно, не только на космодроме Плесецк. Новый носитель вывел на орбиту макет спутника — две тонны полезной нагрузки. Все, кроме макета, по-настоящему. Все штатно, и нет сомнений в большом будущем проекта.

«Ракета-носитель "Ангара" вывела полезную нагрузку, которая, по сути дела, подтверждает высокие технические характеристики этого носителя. Когда он перейдет на серийное производство в производственном объединении "Полет" в Омске, мы уверены, что достигнем всех необходимых и конкурентных параметров этой ракеты, которая станет одной из лучших в мире», — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Ракета «Ангара» — первая именно российская разработка в тяжелом классе. С советских времен летали по большому счету на модификациях еще королевского носителя. Теперь в стране есть принципиально новая ракета, да еще и вместо крайне токсичного гептила топливо для ее двигателей РД-191 — кислородно-керосиновая смесь. Сейчас на подходе и сверхтяжелая модификация — «Ангара-А5В». Все ракетное семейство — новый шаг в освоении космоса, от Луны и дальше.

«С Луны удобно осваивать другие планеты, в том числе и Марс. То есть, если на Луне создается база, корабль туда прилетает и в последующем движется непосредственно к Марсу. Разработка нашей ракеты "Ангара" позволяет все эти проекты реализовывать на практике. На мой взгляд, это прорыв, который подтвердил, что мы являемся ведущей космической державой», — сказал директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.

Вот и еще одно подтверждение — в пятницу с космодрома Восточный стартовала ракета «Союз-2.1б» с 36 британскими спутниками.

«Целую орбитальную группировку, можно сказать, одним пуском мы смогли вывести. Несмотря на санкции, нам есть, за что побороться. И это хороший добрый знак для всех остальных партнеров, которые были поглощены волной успеха компании SpaceX, и казалось, что все пуски уходят туда, но мы показали, что мы тоже сами с усами», — сказал генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.

Это первый коммерческий запуск с космодрома Восточный — спутники связи станут частью системы глобального доступа в Сеть. Английские — еще раз — спутники на орбите благодаря российской ракете. И это как раз к вопросу о международном сотрудничестве. Политика политикой, а когда речь идет о больших деньгах, выбирают лучшее. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей