Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
20 декабря 2020, 21:54

Два новых отечественных самолета в воздухе, две новые российские ракеты открывают горизонты в космосе


Настоящий рывок для экономики — достижения в сфере высоких технологий, которыми наряду с нами в мире обладают считанные страны. Новейшие отечественные двигатели ПД-14 под крыльями лайнера МС-21 — свершившийся факт, как и впервые взлетевший пассажирский Ил-114-300 для региональных перевозок. А еще новый импульс развитию космической программы. Начало коммерческих запусков с Восточного. Путь к другим планетам открывают успешные испытания тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5».

На этой неделе столько всего взлетало да еще с пометкой «впервые», что слова «прорыв» и «достижение» звучали буквально с понедельника по пятницу, и пресс-конференция президента в четверг не стала исключением.

«Позавчера МС-21 с нашими отечественными двигателями ПД-14 поднят в воздух. Это практически уже серийный образец почти. Большое достижение, между прочим, и наших двигателестроителей, и авиастроителей. Я их поздравляю с этим событием. И вчера подняли еще Ил-114, совершенно новая машина, практически новой модификации. Тоже большое событие. Поздравляю!» — сказал Владимир Путин.

И ведь есть с чем, без всякой натяжки. Скромность, может, и не порок, но не в данном случае.

Вот оно — будущее российской региональной авиации. Ил-114-300 — та самая «рабочая лошадка» на смену «старичку» Ан-24. Конкретно эта машина — опытный образец, летающая лаборатория, так что салона в привычном понимании тут нет, но на серийных самолетах будет до 68 кресел, по два в ряд. Но вот что в полном комплекте — это кабина. И именно «ильюшинские» решения пилоты всегда хвалили за эргономику, а те, кто летал на других самолетах, им завидовали. Тут, конечно, лучше спрашивать у летчиков: держат ли современные конструкторы со всеми цифровыми нововведениями «ильюшинскую» марку?

«Я очень люблю этот самолет, мне очень нравится все, что здесь делается», — сказал заслуженный летчик-испытатель Дмитрий Комаров.

У пилотов вообще все по любви, но в небе без расчета тоже никуда. Ил-114-300 по неприхотливости и экономичности сравнивают с КамАЗом или с междугородним автобусом. Разумеется, не впрямую, а по стоимости доставки полезной нагрузки на определенное расстояние, а про скорость самолета в этом смысле и говорить нечего.

«Самолет сконструирован под максимальную автономность, у него свой трап, у него большой запас топлива, его не надо на каждом аэродроме, возможно, будет заправлять, если это будут региональные полеты. То есть он будет напоминать маршрутное такси: его утром заправили, подготовили, он весь день летает, возит людей, вечером вернулся на базу», — рассказал заслуженный летчик-испытатель Дмитрий Комаров.

Первый полет по плану чуть больше часа — вопросов к машине нет. А тем, кто говорит, что это лишь вариант Ил-114 тридцатилетней дальности, конструкторы отвечают — это вообще другой самолет. За индексом «300» скрываются три поколения в авиации. А еще на нем новейшие российские турбовинтовые двигатели, тоже повод для гордости.

«Этот двигатель многофункциональный, мы рассчитывали его использование на разных типах самолетов, в том числе на Ил-114, Ил-112 и на вертолетах Ми-38. Это дает эффективную серию и обеспечивает качество этого двигателя», — отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

А вот как звучит другая разработка российских конструкторов — двигатели ПД-14 поднимают в воздух среднемагистральный пассажирский самолет МС-21.

Узкофюзеляжный лайнер на 163 или 211 мест — в зависимости от компоновки. Дальность полета — 6000 километров. К слову, фюзеляж самый широкий в классе — чуть больше четырех метров, а значит, машина и комфортнее, и груза может взять больше. Самолет сразу разрабатывался под возможность установки разных двигателей: американских Pratt@Whitney или отечественных ПД-14 — по желанию заказчика. Но так уж получается в современной глобальной кооперации, что российская силовая установка — это защита для проекта. Проблем с партнерами хватает.

«Как выразился наш президент, хамское поведение американцев, когда они, по сути дела, прекратили сотрудничество с нами по поставке композитных материалов, нам просто не дали другого пути, кроме как идти по пути импортозамещения. Мы сегодня на практике доказали, что основной агрегат самолета, который, собственно, и определяет его потребительские характеристики, это вполне по силам нам продукт», — отметил заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

Продукт, создать который с нуля собственными силами способны лишь несколько стран — посчитать хватит пальцев одной руки. Россия в этом клубе. А еще мы по-прежнему делаем ракеты.

«Она все-таки летает», — пишет в «Твиттере» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин после старта тяжелой ракеты «Ангара-А5». Испытательного полета ждали шесть лет. И, конечно, не только на космодроме Плесецк. Новый носитель вывел на орбиту макет спутника — две тонны полезной нагрузки. Все, кроме макета, по-настоящему. Все штатно, и нет сомнений в большом будущем проекта.

«Ракета-носитель "Ангара" вывела полезную нагрузку, которая, по сути дела, подтверждает высокие технические характеристики этого носителя. Когда он перейдет на серийное производство в производственном объединении "Полет" в Омске, мы уверены, что достигнем всех необходимых и конкурентных параметров этой ракеты, которая станет одной из лучших в мире», — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Ракета «Ангара» — первая именно российская разработка в тяжелом классе. С советских времен летали по большому счету на модификациях еще королевского носителя. Теперь в стране есть принципиально новая ракета, да еще и вместо крайне токсичного гептила топливо для ее двигателей РД-191 — кислородно-керосиновая смесь. Сейчас на подходе и сверхтяжелая модификация — «Ангара-А5В». Все ракетное семейство — новый шаг в освоении космоса, от Луны и дальше.

«С Луны удобно осваивать другие планеты, в том числе и Марс. То есть, если на Луне создается база, корабль туда прилетает и в последующем движется непосредственно к Марсу. Разработка нашей ракеты "Ангара" позволяет все эти проекты реализовывать на практике. На мой взгляд, это прорыв, который подтвердил, что мы являемся ведущей космической державой», — сказал директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.

Вот и еще одно подтверждение — в пятницу с космодрома Восточный стартовала ракета «Союз-2.1б» с 36 британскими спутниками.

«Целую орбитальную группировку, можно сказать, одним пуском мы смогли вывести. Несмотря на санкции, нам есть, за что побороться. И это хороший добрый знак для всех остальных партнеров, которые были поглощены волной успеха компании SpaceX, и казалось, что все пуски уходят туда, но мы показали, что мы тоже сами с усами», — сказал генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.

Это первый коммерческий запуск с космодрома Восточный — спутники связи станут частью системы глобального доступа в Сеть. Английские — еще раз — спутники на орбите благодаря российской ракете. И это как раз к вопросу о международном сотрудничестве. Политика политикой, а когда речь идет о больших деньгах, выбирают лучшее. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей