В Волгограде пытаются спасти от разрушения один из символов города-героя
Мельница Гергардта — здание, которое хранит живую память о войне. С осени 1942-го там держали оборону защитники Сталинграда. Следы жесточайших боев на каждом камне. Руины специально не стали заново отстраивать, чтобы потомки видели, во что гитлеровцы превратили город и какой ценой досталась Победа. И вот сейчас мельница, которая выдержала тысячи атак, налеты вражеской авиации, массированные обстрелы, стала разваливаться уже под напором времени.
Сверху видно то, что не рассмотреть с земли. Огромные дыры там, где в 1942-м на здание падали фашистские авиабомбы, и груды бетонных обломков внутри. На днях к ним добавились еще и кирпичи упавшего под напором ветра фрагмента стены.
Эта паровая мельница работала до середины сентября 1942-го. Рабочие ушли только после того, как здание загорелось от очередного попадания фугаса. И, оставаясь в эпицентре Сталинградского сражения, мельница на несколько месяцев стала наши наблюдательным пунктом и узлом обороны.
Рухнувшие под бомбежкой бетонные перекрытия, раскуроченные и обожженные боями оконные проемы. Эту мельницу Гергардта, которую часто путают с Домом Павлова, оставили такой, какой она была в феврале 1943-го, чтобы помнить, во что война превратила целый город.
Долгие годы, по-видимому, никому не приходило в голову, что руины тоже нужно сохранять и реставрировать. Только в 1970-е, когда вокруг мельницы начали строительство архитектурного комплекса музея-панорамы, основание пятиэтажного здания подлатали кирпичными вставками, а висящие балки просто привязали тросами к остаткам фасада. Эти крепления видны до сих пор и если отрываются, то уж вместе с частью стены.
«Здание необходимо разгрузить от тех завалов, которые сейчас внутри, это просто мусор. Но тем не менее нагрузку дает и на стены, и на несущие конструкции», — поясняет председатель совета волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников.
Ни до открытия панорамы в 1982 году, ни после ни о какой консервации руин речи не шло. Безденежье 90-х вообще лишило музей возможности делать даже элементарный текущий ремонт. Сотрудникам приходилось то спасать экспонаты и уникальное живописное полотно от льющейся сквозь прорехи в крыше дождевой воды, то срочно вывозить с эстакад выставку тяжелой военной техники.
После того как в 2012 году отвалилась облицовочная плитка, выяснилось, что эта часть архитектурного комплекса была построена с грубыми нарушениями и в любой момент могла провалиться под ногами туристов.
Когда стали отваливаться куски бетона от скульптуры «Родина-мать зовет!» (Мамаев курган тоже часть музея-заповедника), то приоритеты реставрационных работ выстроились сами собой. И только в последние 10 лет на это стали тратить сотни миллионов рублей.
Руины же мельницы все это время размывало дождями и выдувало ветром. После обрушения фронтона специалисты провели обследование, и сейчас разрабатывается проект противоаварийных работ. Затем предстоит придумать, как именно защитить памятник от дождя и снега.
«Мы не можем сделать какое-то несуразное сооружение сверху. Да, оно, конечно, решит проблемы, связанные с тем, что влаги будет меньше попадать, здание будет меньше разрушаться. Но при этом появится огромная проблема с восприятием этого здания как лица города, обожженного войной», — отмечает директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев.
В отремонтированной части архитектурного комплекса музея-панорамы стелы блестят свежей краской, а по новой тротуарной плитке часто катается на роликах детвора. Но мельница и пешеходные эстакады еще ждут своего часа. Так же, как и старый охладитель, который здесь мечтают превратить в светомузыкальный фонтан.