Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
22 июля 2021, 21:17

Хореограф Борис Эйфман отмечает 75-летие

За гранью возможного и до невозможности красиво — это о творчестве одного из самых талантливых хореографов нашего времени, создателе невероятно яркого театра, школы и неповторимого стиля. Увидишь его спектакли на сцене, и с первых движений становится понятно — так может только Борис Эйфман и его труппа, для которых, кажется, нет ничего невозможного в пластике и выражении чувств языком балета. Эйфману сегодня 75, он полон идей, эмоций, его творческие порывы перерастают в великолепное действие, аналогов которому в мире нет. 

«Я прихожу на репетиции, хуже или лучше, но нет пустых репетиций. Бывает так, что, сочинив сегодня, я прихожу на следующий день и, просматривая материал готовый, переделываю абсолютно на 100%», – рассказывает Борис Эйфман.

На его репетициях не тяжело — мучительно сложно. Часами они на сцене, он в зале, могут отрабатывать мимолетное движение. Немножечко за гранью, говорят об Эйфмане коллеги. Человек, который создает и точно знает, что хочет, он сам и его зритель.

«Если бы я знал, где находится источник всех идей, всех решений, то, конечно бы, мне легко жилось на свете. Я нажимал бы кнопочку. Знаете, кликнул и получил ответ. Но нет такой кнопочки», – признается народный артист России Борис Эйфман.

Поклонники называют его театральным волшебником. Ведь это Эйфман доказал нам — классика и хип-хоп, джазовые ритмы и бешеная энергетика бальных танцев, современный балет может быть таким. А ведь в 70-е, когда молодой хореограф ушел из Вагановского училища создавать свой особый театр, его эксперименты раздражали худсовет. Каждый раз в высоких партийных кабинетах он слышал: «Борис Яковлевич, заканчивайте! Хватит вот всей этой хореографии. Это не наше, не советское».

«Если бы так говорили красиво. Говорили погрубее. Называли что это не хореография, а порнография. Когда труппу отпускали за границу, а меня не отпускали в последний момент, говорили актерам: если спросят, где Эйфман, говорите что он заболел», – расказывает художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана.

А он признается: если и был болен, то только балетом. Его работы всегда очень личное. Спектакль «Роден» – о трагичности жизни скульптора-гения. «Эффект Пигмалиона» и «Страсти по Мольеру». Глубокие истории о людях и том, какой ценой рождаются шедевры.

Танец эмоций. Внутренний надрыв артиста, чтобы холод по коже и тепло на душе. От невозможного к оригинальному, хореограф Эйфман каждую секунду в поиске. Вы еще сами не знаете, на что способны вы и ваше тело, не устает говорить он артистам.

«Мы научились понимать по глазам все. Борис Яковлевич, когда их так прикрывает, мы понимаем, что нас задержат подольше», – рассказывает Мария Абашова, солистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана.

«Мы не похожи ни на один балетный театр в мире. Мы очень индивидуальны», – говорит сам Борис Эйфман.

Вся его жизнь – театр. Но без собственной сцены. Труппа выступает на арендованных площадках. Он знает, каким будет Дворец танца. В Петербурге под него уже выбрали место и готов проект. Работает академия – не конвейер, профессиональная школа зажигает будущих звезд. И отдельный детский театр – давняя мечта, ставшая реальностью.

«Они чувствуют себя артистами, это уже не школьники, это уже артисты», – рассказывает Борис Эйфман.

Признанный мастер, каждой творческой находке он и сам радуется как ребенок. И ведь, кажется, в этом ритме так легко перегореть. Но для Эйфмана лучший отдых наедине с самим собой, когда мысли складываются в новые образ, такие простые и сложные одновременно: «Знаете, это большая привилегия. Я хочу быть достойным этой привилегии. И поэтому очень стараюсь, очень стараюсь быть достойным».

Читайте также: