Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
23 июля 2021, 21:50

75 лет могло бы исполниться сегодня уникальному актеру Александру Кайдановскому

История не знает сослагательного наклонения. И он ушел из жизни очень рано, а вот фильмы оставил после себя, да еще какие! Каждая роль — событие. Каждый герой не просто герой — символ времени. Один на миллион, говорят его друзья. Человек внутреннего света. И вот этот свет до сих пор не погас.

В его лице, глазах и улыбке содержалось уже все то, что не нужно было объяснять. Его самым выстраданным желанием было покончить с актерством и самому снимать кино. Жизненный разворот случился после «Сталкера». Первый вариант картины режиссер забраковал.

«Поначалу это был жесткий, реактивный, в каких-то эпизодах даже жестокий человек», — вспоминает друг А. Кайдановского, кинорежиссер Евгений Цымбал.

Тот Сталкер, каким мы его знаем, не был Кайдановскому близок, и это сводило его с ума.

«Тарковский хотел, чтобы Саша играл юродивого, слабого, болезненного, не уверенного в себе и его это страшно раздражало! Я видел, как он просто дома бил кулаками в стенку, чтобы как-то из себя эту отрицательную энергию», — рассказывает Евгений Цымбал.

«Все фильмы с отцом очень трогают душу, и я всегда плачу», — признается дочь Зоя Кайдановская, дочь. А. Кайдановского, актриса.

Хорошие отношения с дочерью Зоей сложились у Кайдановского лишь когда ей исполнилось 15. В его странной комнате в коммуналке они играли в компьютерные игры, слушали пластинки и смотрели в основном боевики.

«Мы с ним очень много гуляли по улицам… И его узнавали! И узнавали, в основном говорили: «О! Лемке!» И он: «О! О!» Ему это нравилось, вообще, ему нравилось», — рассказывает она.

С будущей мамой Зои Кайдановский познакомился на съемочной площадке «Пропавшей экспедиции», покорил тем, что постоянно сидел с книгой стихов. А через 16 лет учил дочь читать Цветаеву.

«Он очень ругался! Я рыдала! Он говорил: «Давай! Вот в этом состоянии! Читай! Не останавливайся!» — вспоминает Зоя Кайдановская.

Он жаловался друзьям: «Не хочу работать с глупыми режиссерами!» А умных было мало. Вот поэтому так часто и сидел без ролей. И лишь единственный раз сыграл человека своего времени.

Сыграв в оперетте, Кайдановский потом страшно об этом жалел: «Не мой жанр!» А вот больше других любил роль секретаря Бетховена, хранителя музыки гения.

Он обожал своих питомцев — кота Носферата и собаку Зину — ведь, в отличие от людей, они принимали его таким, каким он был.

«Он котику покупал в лучшем гастрономе на Калининском проспекте вырезку. Я говорю: «Саша, сам бы поел!» Он говорит: «Мой котик! Я его люблю!» — рассказывает друг А. Кайдановского, кинооператор Юрий Клименко.

«Кот был ему под стать! Юра Клименко подарил ему трильяж! И кот обожал сидеть возле этого трильяжа и смотреть на себя в трех измерениях!» — вспоминает Евгений Цымбал.

Измерения фильмов режиссера Кайдановского мы для себя еще откроем, считает Сергей Соловьев. Они дружили и много смеялись над всем вокруг. Но, несмотря на дружбу и уговоры, Кайдановский не стал переозвучивать эту роль. Как того хотела цензура.

«Он говорил: «Ты мне губишь жизнь!» Я говорю: «Почему?» Он говорит: «Я все больше и больше хочу становиться кинорежиссером!» — рассказывает кинорежиссер, народный артист России Сергей Соловьев.

Мини-фильм на песню Бориса Гребенщикова — последнее, что Кайдановский успел снять прежде, чем в 49 его сердце остановилось.

«Саша был человеком фантастическим совершенно, такие бывают один на миллион! В жизни он был значительно больше, лучше, интеллигентнее, и человека такого удивительного внутреннего света я никогда больше не встречал», — делится Борис Гребенщиков.

«Что бы я у него спросил сейчас, что бы я ему сказал? Саш, мало хохочем! Мало хохочем, хохотать нужно больше!» — признается Сергей Соловьев.

Он так много хотел еще сделать, и так мало успел. Ведь, кроме кино, остались картины и песни Александра Кайдановского на стихи классиков — пронзительные и душевные, полные ранимости, нежности и любви к жизни.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей