Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
25 июля 2021, 21:45

Кремль: Россия никогда не рассматривала энергоресурсы как инструмент политического давления

Россия всегда была и остается гарантом энергетической безопасности Европы. Наша страна никогда не рассматривала энергоресурсы как инструмент политического давления. Об этом заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков после того, как Америка и Германия объявили о достижении соглашения по «Северному потоку — 2».

Суть сделки: Вашингтон признал, что остановить строительство российского газопровода невозможно и больше не будет давить на Берлин, требуя прекратить реализацию этого проекта. Германия в ответ пообещала помощь Киеву в области энергетики.

Ключевой вопрос — поставки через территорию Украины после 2024 года, когда истечет срок действия договора о транзите. Наша страна готова даже увеличить их. Вопрос в цене транзита — она должна быть рыночной, — и в состоянии газотранспортной системы Украины, которая была построена еще во время Советского Союза и с тех пор не модернизировалась.

Какой бы ни была реакция на американо-германское соглашение по «Северному потоку — 2» в самих Штатах, — республиканцы, например, в ярости от того, что Байден не смог остановить реализацию проекта, — примечательно, что никто не осуждает официальный Берлин. Слишком уж очевидно: немцы с американцами, конечно, союзники и партнеры, но ничего личного — просто бизнес.

Вот и канцлер Меркель после переговоров с Байденом дипломатично подчеркнула: политические разногласия, может, и остаются, но не стоит привязывать к ним газопровод, который, во-первых, проект сугубо экономический, а во-вторых, реализуется не в ущерб кому-то. Точнее, не в ущерб понятно кому.

«У нас разные взгляды на то, что принесет этот проект. Но я хочу сказать ясно: наше общее понимание было и есть, что Украина остается транзитной страной. «Северный поток — 2» — это дополнительный проект, а не проект вместо транзита газа через Украину», — заявила Ангела Меркель.

Главный итог достигнутых соглашений: США, по сути, дают зеленый свет завершению строительства «Северного потока-2». То, что запуск нового газопровода не означает консервацию старого, оговорено отдельно. При этом гарантом продолжения прокачки газа из России в Евросоюз через Украину формально названа Германия:

«США и Германия едины в своем убеждении: продолжение транзита газа через Украину после 2024 года отвечает интересам как Украины, так и Европы. В соответствии с этим Германия обязуется использовать все возможные рычаги для обеспечения продления соглашения с Россией о транзите газа через Украину на срок до 10 лет».

Действующий договор между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» истекает через 3,5 года. Российская сторона всегда выступала за принципиальное соблюдение условий контракта, и, в целом, остается открытой для сотрудничества и в дальнейшем.

«При этом «Газпром» всегда подчеркивал готовность к продолжению транзита газа через Украину, в том числе и после 2024 года, исходя из экономической целесообразности и технического состояния украинской газотранспортной системы», — заявил председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Экономическая целесообразность — в справедливой стоимости транзита, она закладывается в конечную цену, которую платит европейский покупатель. Так что в адекватных тарифах на прокачку газа через Украину заинтересованы как Россия, так и ЕС. В любом случае, «Газпром» не обязан продлевать соглашение себе в убыток. Опять же, ничего личного, просто бизнес.

«Если украинские власти смогут немного перестроиться и перейти на какой-то более рыночный подход, то у Украины есть шанс остаться транзитером, но уже немножко в другом качестве — как рыночного игрока, который будет предлагать конкурентоспособную услугу», — отмечает директор по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Газпром» готов даже увеличить объемы поставляемого через Украину газа. На взаимовыгодных условиях и по справедливой цене, конечно.

«Вопросы новых объемов закупок газа из России для транзита через территорию Украины должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. Для объемов новых закупок российского газа по украинскому маршруту суммарно выше текущих транзитных обязательств «Газпром» готов даже увеличить объемы транзита через Украину», — сообщил Алексей Миллер.

Тем более что одним из главных факторов как самого транзита через Украину, так и наращивания его объемов, остается спрос в Европе на российский газ, который, по словам экспертов, стабильно растет.

«Мы можем добывать 1 триллион кубометров газа в год, добываем 650 миллиардов. Возможности увеличения запасов газа огромны. Одно из условий — это увеличение потребления газа в Европе. Оно и так соблюдается, потому что Европа выводит свои ядерные реакторы из эксплуатации, уголь применять там запрещено. Фактически в настоящий момент единственным чистым источником энергии является газ, поэтому потребление газа в Европе постоянно растет», — поясняет советник председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Другой вопрос — ресурс самой газотранспортной системы Украины, строительство которой началось еще на закате брежневской эпохи при активной поддержке западноевропейских стран. ФРГ, Италия и Франция тогда, кстати, не побоялись введенных американцами санкций.

Уренгой — Помары — Ужгород — магистральный газопровод от полуострова Ямал через Поволжье и Западную Украину в капстраны Европы был настолько выгоден для всех участников проекта, что даже «холодная война» не помешала его запуску.

Стенки труб, по которым газ с Уренгойского месторождения шел на ту сторону «железного занавеса», за почти 40 лет прокачки истончились под давлением изнутри и от коррозии снаружи. Отсюда утечки, прорывы. Техническое состояние ГТС Украины таково, что полноценная модернизация обошлась бы, по разным подсчетам, в сумму от трети до половины стоимости всей сети.

«Основа — это компрессорные станции и состояние самих труб. Состояние ухудшается. Никакой информации о том, что «Нафтогаз» или государство вкладывают средства для модернизации этой системы. В свое время европейские и украинские партнеры отказались от предложения российской стороны создать консорциум трехсторонний по эксплуатации ГТС», — говорит зам. директора по научной работе Института Европы РАН Владислав Белов.

«Германия может проявить добрую волю и заняться благотворительностью, и дать еще один кредит на замену компрессорных станций на ГТС Украины. Пойдет ли на это Германия, я очень сильно сомневаюсь», — размышляет Рустам Танкаев.

Берлин ведь и так, по соглашению с Вашингтоном, вносит 175 миллионов долларов в специальный фонд, чтобы помочь Украине перейти на «зеленые» источники энергии — проект с более чем туманной перспективой.

Как заявил в интервью телеканалу RT глава комитета Бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст, действия Соединенных Штатов против «Северного потока — 2» отвечают интересам только одной страны — Соединенных Штатов, в то время как Россия всегда была надежным партнером.

«У меня складывается впечатление, что, скорее, США используют свою политику в области энергетики, чтобы продвигать собственные интересы. У меня не сложилось впечатления, что Россия за последние 50 лет, на протяжении которых мы поддерживаем хорошие партнерские отношения в области энергетики, использовала бы это как какое-то оружие», — отметил Клаус Эрнст.

Построенный за пять лет вопреки американским санкциям, «Северный поток — 2» будет поставлять газ из Ленинградской области в Германию по дну Балтийского моря через территориальные воды Финляндии, Швеции, Дании. Общая протяженность — 1230 км (до конца лета достроят последние 30 км). Проектная мощность газопровода — 55 миллиардов кубометров газа в год.

Это в два с лишним раза больше, чем поставили США в Европу за прошлый год. Сжиженный газ, которым американцы хотят заполнять европейские хранилища, значительно дороже российского. Важен и способ транспортировки. Труба — это бесперебойные поставки, а на графиках американских танкеров-газовозов сказываются условия навигации — все же океан пересекать приходится, не говоря уже о человеческом факторе.

Получается, «Северный поток — 2», который и выгоднее, и надежнее, как раз и укрепляет энергетическую безопасность Европы.

«Газпром» всегда подходил к «Северному потоку — 2» как к экономическому проекту. Его цель — обеспечить надежность, стабильность и диверсификацию поставок газа на рынок Евросоюза. А также снижение стоимости газа для конечных потребителей за счет более короткого транспортного маршрута — почти на две тысячи километров меньше до территории Германии, чем через газотранспортную систему Украины. И соблюдение всех необходимых экологических требований. Так, выбросы СО2 через «Северный поток — 2» в пять-шесть раз ниже, в том числе за счет уменьшения количества компрессорных станций, чем для украинского маршрута. Считаем участие немецких партнеров в такой работе полностью обоснованным, учитывая уже обозначенные планы по декарбонизации экономики ЕС», — сообщил Алексей Миллер.

Декарбонизация, то есть максимальное сокращение выбросов, как раз то, для чего нужны новые технологии доставки газа. На морском участке «Северного потока — 2» вообще нет компрессорных станций. То есть труба полностью герметична, что исключает любые вредные выбросы в воду.

Ознакомившись с заявлением Алексея Миллера, в Киеве вдруг почему-то решили, что речь о продаже российского газа самой Украине, причем по завышенной цене. Глава «Нафтогаза» поспешил отклонить предложение, которого на самом деле не было, как специально для украинской стороны пояснили в «Газпроме».

Управление информации ПАО «Газпром»: «Ознакомились с заявлением Председателя Правления «Нафтогаза Украины» Юрия Витренко. Обращаем внимание, что никто не предлагал Украине покупать российский газ. Комментарий Председателя Правления «Газпрома» Алексея Миллера адресован нашим партнерам из стран ЕС, в первую очередь — немецким. Речь идет об объемах транзита через Украину после 2024 года в соответствии с новыми объемами закупок российского газа компаниями стран ЕС по новым контрактам. И о том, что нас в этой связи, в том числе, заботит вопрос декарбонизации экономики Европейского союза».

В каком объеме будет задействован ресурс «Северного потока — 2» — вопрос пока дискуссионный. Берлин придерживается положений «Третьего энергопакета» ЕС. Подпадает ли под его ограничения новый газопровод, решать немецким властям — и больше никому. По крайней мере, США признали: «Северный поток — 2» уже не остановить.

«Моя позиция по «Северному потоку — 2» известна давно. Хорошие друзья могут не соглашаться. К моменту, когда я стал президентом, «Северный поток — 2» был построен на 90%, вводить санкции не имело никакого смысла», — завил Джо Байден.

Суровая зима этого года и жаркое лето в Европе привели к стремительному увеличению потребления газа. Прямо сейчас хранилища стран ЕС заполнены лишь на 53%, что для запасов на зиму рекордно мало. Не исключено, что это ускорит получение сертификата на эксплуатацию «Северного потока — 2».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей