Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 февраля 2022, 21:26

Сергей Лавров назвал встречу с коллегой из Великобритании разговором «немого с глухим»

Гарантии безопасности и ситуацию вокруг Украины, к которой Запад пытается свести все дискуссии, сегодня обсудил в Москве министр иностранных дел России Сергей Лавров со своей британской коллегой Лиз Трасс. Почему глава нашей дипломатии оценил встречу как разговор немого с глухим?

Если кто-то любит прокатиться на танке поблизости от российской границы — вот как пару месяцев назад министр иностранных дел Великобритании — то, похоже, это накладывает отпечаток и на дипломатическую практику. В Москву госпожа Трасс — спасибо хоть не на броне — но все же привезла угрозы.

«Если произойдет российское вторжение на Украину — украинцы будут сражаться. Это будет затяжной конфликт. И союзники Украины в этом случае введут жесткие санкции против российских физических лиц и организаций. Также Соединенные Штаты дали четко понять, что «Северный поток — 2 не будет запущен», — заявила Лиз Трасс.

Пресс-конференция вызывала чувство легкого недоумения, потому что слова о последствиях для России и о том, что она должна двигаться по пути деэскалации, звучали буквально в каждом ответе госпожи министра. Даже если не спрашивали. А ведь Сергею Лаврову пришлось все это слушать по второму заходу, переговоры прошли в таком же ключе.

«Я, честно говоря, разочарован тем, что разговор немого с глухим получается. Вроде бы слушаем, но не слышим, а по крайней мере наши подробнейшие разъяснения, в общем-то, упали на такую неподготовленную почву; это вот примерно так же, как говорят, что Россия ждет, когда замерзнет земля и станет как камень, чтобы танки спокойно прошли на украинскую территорию. Вот, мне кажется, такая же почва сегодня была у наших британских коллег, на которую ложились, от которой отскакивали факты, многочисленные факты, которые мы сегодня приводили, напоминая и о подробнейших разъяснениях, которые по этому поводу давал президент Путин, другие наши представители. Но я почувствовал, что наши коллеги либо не знакомы с этими подробнейшими разъяснениями, либо их полностью игнорируют», — рассказал Сергей Лавров.

С тотальным игнором столкнулись и журналисты — прямой вопрос о том, не считает ли Великобритания агрессивными действия своих кораблей, заходящих в российские территориальные воды, остался без ответа. Как и просьба прокомментировать сообщения группы Anonymous о финансировании Лондоном российской оппозиции и СМИ через посольство. И даже уточнение не помогло.

Вопрос: Простите, просто вы не ответили на вопросы по поводу кораблей и можете ли вы подтвердить подлинность документа проекта?

Лиз Трасс: Я уже ответила по поводу того, что вы говорили относительно документов. Наше посольство добросовестно действует с российскими организациями для того, чтобы укрепить наши отношения в сфере культуры, математики и науки.

Математика, таким образом, перестала быть наукой. А отсутствие опровержения по поводу действий посольства тянуло на сенсацию. На этом, впрочем, чудеса не закончились. Госпожа Трасс, сама недавно вспоминавшая Афганистан и Чечню, вдруг потерялась в аналогиях. Вопрос, почему Британия так поддерживала чеченских сепаратистов в 90-е, а теперь отказывает в этом республикам Донбасса — тоже остался без внятного ответа.

Лиз Трасс: «Когда я говорила о Чечне и Афганистане, я хотела подчеркнуть ущерб в войне — и этот ущерб огромен. Что касается моего посыла, который я пытаюсь донести до российского правительства, то Украина будет бороться и этот конфликт станет затяжным».

В этот момент присутствующие — пусть даже на удаленке — испытали чувство дежавю — ведь вроде с предупреждения о гипотетически героическом сопротивлении украинцев и начали. И это при том, что даже в Киеве-то не ждут русских танков и тем более не стремятся под них броситься. Сергей Лавров даже предположил, что это англосаксы что-то готовят на украинской территории. Не потому ли американские и британские каналы с утра до вечера кричат о якобы неизбежной войне и российской агрессии.

«Мы на переговорах услышали все то же, что и звучит в эфире из уст официальных представителей британского правительства: «Если вы не прекратите агрессию…» Какая агрессия? Когда она началась? Против кого она началась? «Вы столкнетесь с последствиями, которые будут тяжелейшими, и о которых вы пожалеете!» Это вот что-то подобное из наших уст вы слышали когда-нибудь? Я уверен, что вы ни одного примера привести не сможете. Поэтому еще раз подчеркну: мы хотим, чтобы тот дух компромисса, дух поиска баланса интересов, который позволил принять ключевые документы на высшем уровне в рамках ОБСЕ, чтобы этот дух сотрудничества взаимного уважения и равноправия помог нам сейчас эти договоренности, которые уже закреплены на бумаге, претворить в жизнь на практике. Сейчас пришло время, когда эти слова не могут оставаться только словами. Мы к такому сотрудничеству готовы», — сообщил глава российского МИД.

Сотрудничество это подразумевает равную безопасность для всех, а не стран НАТО за счет России. В общем, все то, с чем Москва пытается достучаться до Запада. В ответ пока лишь требования и угрозы — прямо как на пресс-конференции в исполнении британского министра.

Но в закрытой части встречи было куда интереснее. «Коммерсантъ» со ссылкой на дипломатические источники описывает вот какую сцену: госпожа Трасс в очередной раз требует отвести российские войска от украинской границы. Лавров отвечает:

«Российский министр вновь возразил, что военные ничего не нарушают, поскольку имеют право на территории РФ проводить любые маневры. После этого он сам обратился с вопросом к британской коллеге: «Вы же признаете суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями?»

«Великобритания никогда не признает суверенитета России над этими регионами»,— после короткой паузы ответила глава МИД».

Вмешаться в ситуацию пришлось послу Великобритании в РФ Деборе Боннерт, которая деликатно объяснила госпоже Трасс, что речь действительно идет о российских регионах. Короче, с географией у британского министра тоже беда. А ведь она еще и любительница исторических экскурсов в глубь веков со знаменитым выводом о том, что Украина пережила немало вторжений — от монголов до татар.

Но это у нас всякий школьник знает, что в смысле нашествия расстояние от монголов до татар укладывается в один дефис. А в случае с британским министром иностранных дел приходится уточнять, что же имелось в виду? А в ответ: да, все правильно — опять про то, что украинцы будут сражаться и конфликт станет затяжным. Лучше бы и не спрашивал.

Читайте также: