Намеченным курсом: в каких морях Россия вводит адмиральский час
Еще одно важное событие этой недели: флот России возобновил свое постоянное присутствие в различных районах Мирового океана, об этом президенту страны доложил в среду министр обороны. С августа дальняя авиация ВВС России возобновила воздушное патрулирование в отдаленных регионах мира, прерванное в 1990-е годы, теперь в мировых морях вновь появятся российские корабли.
Репортаж Сергея Семенова.
В кильватерном строю из Севастопольской бухты выходят корабли Черноморской эскадры. Моряки, кто остался на берегу, выстроились в почетном карауле. Ветераны с трудом сдерживают слезы. 5 лет назад. Первый, после распада Советского Союза, боевой поход кораблей российского Черноморского флота в Средиземное море.
Александр Щербицкий, командир крейсера "Москва": "Мое личное мнение: здесь в обязательном порядке должна быть группа кораблей. Оперативное соединение. Корабли в Средиземном море всегда выполняли задачу первого эшелона. Те, кто может предупредить о внезапном нападении на страну".
Вообще, во времена Советского Союза, наши корабельные группировки несли постоянное боевое дежурство во всех стратегически важных районах Мирового Океана. 5 эскадра - в Средиземном море, 7-я - в Северной Атлантике. 8-я - в Индийском Океане. В Тихом океане дежурила 10 эскадра. Но в начале 90-х флот, фактически, оказался никому не нужен".
Андрей Бодренко, судовой фельдшер: "Было время, что форму одежды не выдавали. Кто что нашел, тот так и ходил. Ничего не делали. Только убирались, снег чистили, маршировали. Картошку с места на место перекладывали. Так и командирами кораблей становились те, кто в море ни разу не был".
Это было время, когда атомные реакторы подводных ракетоносцев использовали для обогрева замерзающих поселков. Вполне еще боеспособные корабли списывали на металлолом. У морских офицеров - нищенские зарплаты и пенсии. Как и многие другие, контр-адмирал в отставке Лев Двинденко - в свое время он командовал крупнейшей на Черноморском флоте противолодочной эскадрой - подрабатывал простым матросом. Адмиральский китель надевал, когда шел на пирс судоразделочного завода. Здесь он прощался с каждым из своих бывших кораблей.
Тогда в Севастополе мало кто верил, что Россия вспомнит о своем флоте. Тем более, за рубежом.
Лев Двинденко, контр-адмирал в отставке: "Много-много десятков лет пройдет, когда флот сможет снова возродиться и выйти в океан".
Но прошло всего несколько лет.
Владимир Путин: "В последнем подведении итогов в министерстве мы говорили о необходимости дальнейшей интенсификации боевой подготовки. Насколько я понял, Северный флот готов к продолжению той работы, которая была начата несколько лет назад".
Анатолий Сердюков, министр обороны: "Да, действительно, с сегодняшнего дня и по 3 февраля 2008 года спланирован поход корабельной ударной группы Северного флота в Северо-Восточную Атлантику и Средиземное море. Цель похода - обеспечение военно-морского присутствия в оперативно-важных районах мирового океана. И. второе, это создание условий для безопасного российского судоходства".
Ровно в полдень 5 декабря из Североморска вышел авианосец "Адмирал Кузнецов", большие противолодочные корабли "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко". И корабли технического обеспечения. Они держат курс на Средиземное море. Там к ним присоединится флагман Черноморского флота, ракетный крейсер "Москва". И танкер "Иван Бубнов". Он нужен для дозаправки кораблей в море. С воздуха ударную группировку прикрывает авиация. 47 самолетов. В том числе, 14 машин стратегической авиации и 10 вертолетов - "охотников за подводными лодками". Впервые в этом районе появится российское боевое соединение таких масштабов.
Северный флот - самый молодой в России, ему исполнилось 74 года, и самый мощный. В его составе более 80 боевых кораблей. Один из самых современных - эсминец "Адмирал Ушаков". Это - универсальный корабль. Крупнокалиберные орудия могут работать по береговым укреплениям, зенитно-ракетный комплекс одновременно ведет несколько воздушных целей, есть и торпедные аппараты, и крылатые ракеты. И, главное, корабль не стоит у пирса, а постоянно выходит в море.
Вообще, по словам командира, легче подсчитать, сколько дней офицеры эсминца провели дома. В Североморск корабль заходит только для того, чтобы пополнить запасы продовольствия и взять новый боекомплект. Экипаж - и это впервые за последние годы - полностью укомплектован. Контрактников набирают по конкурсу.
Игорь Неклюдов, командир эсминца "Адмирал Ушаков": "В среднем контрактник получает 15-17 тысяч рублей. Это, по сравнению со средними по России, хорошие деньги. Плюс, человек получает хорошее образование".
Иван Городеский - самый молодой офицер на корабле. Только в этом году окончил военный институт. Служит всего 3 месяца. И уже 3 раза выходил на боевое дежурство. Говорит, что многие его товарищи сейчас мечтают служить на флоте.
Иван Городеский, командир зенитно-ракетной батареи: "В компании мне не стыдно говорить, что я лейтенант. Что я служу в ВМФ. Наоборот, я говорю это с гордостью, и многие мне завидуют".
Флагман Северного флота, да и вообще, самый большой корабль России - авианосец "Адмирал Кузнецов". Это - плавучий город. 2,5 тысячи жителей. Главный проспект - полетная палуба - 302 метра длиной. Вид с ходовой рубки, как из окна небоскреба. А ведь в 90-е годы этот тяжелый авианесущий крейсер тоже собирались продать на металлолом. Но и тогда никто из офицеров не написал рапорт об увольнении.
Владимир Высоцкий, командующий Северным флотом: "Вполне понятно, что флот наличием этого корабля гордится. Гордится своими летчиками, своими моряками. Понимая, что все еще впереди".
Будущее российского флота. Первый боевой корабль, построенный в нашей стране после развала Союза. Месяц назад военные подписали государственный акт о приемке корвета "Стерегущий". Это - корабль 4 поколения. Экипаж - небольшой. Всего 100 человек. Но, как шутят военные, корвет - по старой классификации, сторожевой корабль - может в одиночку вести маленькую войну в море, на суше и в воздухе. Причем, он практически не виден радарами противника, а противокорабельный комплекс "Яхонт" со сверхзвуковыми ракетами вообще не имеет в мире аналогов.
Новая традиция российских моряков. Военную присягу принимают в дальнем походе.
Максим Григорьев, матрос: "Есть гордость. Потому что моряк, он находится в море. Такие просторы, такая вольность, даль! Считается, что Родина на земле, она немного меньше. А когда находишься в море, намного обширнее".
Сейчас Максим Григорьев на борту флагмана ударной группы - авианосце "Адмирал Кузнецов"- идет в сторону Средиземного моря.
Анатолий Сердюков, министр обороны: "В ходе похода планируется провести 3 тактических учения. С практическими и имитационными стрельбами, как морского, так и авиационного базирования ракет к береговым и морским целям. Корабли и суда выполнят 11 визитов, также деловых заходов. Мы планируем в 6 странах зайти в эти порты. За 71 сутки они пройдут более 12 тысяч миль".
Владимир Путин: "Удачи всем пожелайте. 7 футов под килем".
3 офицера, 5 мичманов и 3 матроса. Сейчас это - весь личный состав последней военно-морской базы России в дальнем зарубежье. Вообще, эта база в сирийском порту Тартус считалась ключевой точкой базирования 5 эскадры. Здесь после многомесячных плаваний отдыхали экипажи кораблей и подводных лодок. Круглосуточно работали ремонтные доки. Собственно, и сейчас здесь все в рабочем состоянии. Каждое утро в течение последних 15 лет командир ставил одну и ту же задачу личному составу. Быть в полной готовности к заходу российских боевых кораблей. И они все-таки дождались. Уже в ближайшее время ударные группы Северного и Черноморского флотов приступят к боевому дежурству в Средиземном море. Андреевский флаг возвращается на просторы Мирового Океана.