Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 декабря 2016, 18:22

Достижения не вполне здоровых или афера глобального масштаба? На Первом канале фильм-расследование о допинге в мировом спорте

На Первом канале сегодня громкая премьера. Документальный фильм «Болезни высших достижений» — это расследование, результаты которого можно назвать сенсационными. Авторы встретились с иностранными спортсменами, тренерами и международными экспертами, чтобы поговорить на темы, которые в последнее время занимают одно из центральных мест в мировой прессе. Как получить легальное разрешение на применение допинга и почему с помощью медицинского диагноза в большом спорте можно так легко обойти самые строгие запреты?

Добро пожаловать на темную сторону спорта, где допинг не значит дисквалификация, где болезнь не значит больничный, где препараты из «черного списка» уже не исключение.

Те самые публикации хакеров Fancy Bears. После них спортивный мир лихорадит. Черным по белому — имена звезд. Среди них - гимнастка Симона Байлз, теннисистки сестры Уильямс, велогонщик Брэдли Уиггинс. И лекарства — от астмы, воспаления суставов, синдрома дефицита внимания, гормональных сбоев. А между строк одна мысль: есть диагноз - нет проблем получить запрещенное вещество. Для расследования эти документы — отправная точка.

«Это очень просто: пишете, что у вас травма, лекарства от которой вам требуются, пишете, какие тесты якобы пройдены — это все занимает пять минут. После этого вы получаете разрешение на запрещенный препарат», — рассказывает велогонщик Микаэль Расмуссен.

Предельно откровенно и беспощадно к себе и другим он рассказывает свою грандиозную историю обмана. Датский велогонщик Микаэль Расмуссен не раз был лучшим на этапах трех главных веломарафонов — «Джиро Де Италия», испанской «Вуэльты» и «Тур де Франс». Долгих 12 лет он водил за нос антидопинговую систему.

«Обычно мы выдумывали, что у меня проблема с локтем. Если бы кто-то заинтересовался, что же со мной случилось, я бы сказал: «Да я дом красил». Было бы глупо говорить, что у меня травма колена, и в то же время очень быстро ездить», — рассказывает велогонщик Микаэль Рамуссен.

Дерзкая, продуманная схема работала без перебоев — Микаэль получал разрешение на чудо-препараты из группы глюкокортикостероидов. Они снимают острую боль, воспаления при травмах. Но самый главный эффект — не на поверхности. Тайну приоткрывает экс-глава антидопинговой лаборатории ВАДА в Лозанне Марсель Сажи.

«Эффект глюккоортикостероидов, который давно всем известен —  форсаж. Это что-то эйфории. Эффект похож на действие амфетамина», - объясняет экс-глава антидопинговой лаборатории в Лозанне Марсель Сажи.

Амфетамин в чистом виде — в терапевтических исключениях найдется и такое. Американская гимнастка, четырехкратная чемпионка Рио Симона Байлз, согласно публикациям, принимает самый настоящий наркотик в качестве терапии ежедневно.

По документам у Байлз — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В разных странах болезнь лечат по-разному. В США — малыми дозами амфетамина. Считается, что так больной — непоседа, который не может сконцентрироваться, вечно все теряет, забывает, — сосредоточится, успокоится и станет увереннее. Выходит, все компоненты спортивного успеха — в одной таблетке.

«Теперь мы поняли, в чем дело. Тогда мы удивлялись – ну, не может быть такой нервной системы, чтобы ждать вызова, что тебя сейчас пригласят на попытку, и вообще не дрогнуть», - старший тренер сборной России по спортивной гимнастике отмечает Валентина Родионенко.

Почувствуйте разницу. За минуты до выхода россиянка Алия Мустафина едва скрывает тревогу. Американка Байлс каменеет, у нее будто нет эмоций. Эффект психостимулятора налицо. В статистике терапевтических исключений наркотики — вообще не редкость. Звездная теннисистка Сирена Уильямс получала разрешение на наркотическое обезболивающее — гидроморфон. Принимала его пять месяцев после курьеза в мюнхенском ресторане: наступила на битое стекло — на двух ступнях 18 швов.

«Это препараты запрещены только во время соревнований, что, конечно, соблазняет спортсменов использовать их между стартами. Атлеты принимают наркотические средства, чтобы больше и активнее тренироваться, чтобы восстанавливаться без боли», — говорит экс-глава британского антидопингового контроля Мишель Вероккен.

Мишель Вероккен, экс-глава британского антидопингового контроля, считает, что наркотики и глюкокортикостероиды ВАДА стоило бы полностью запретить. На них только у двух сестер Уильямс за пять лет 16 терапевтических исключений.

Много — не мало. Так, вероятно, рассуждал и дважды олимпийский призер, норвежский лыжник Мартин Сундбю. Он попался на передозировке лекарства от астмы. Доза лекарства превышала разрешенную в девять раз. Впрочем, у Сундбю есть хотя бы реальный диагноз.

Норвежская лыжница Сири Халле, чемпионка мира серди юниоров, на здоровье не жаловалась, но врачей это не волновало.

«У меня не было астмы, но они решили, что есть раздражение, которое может оправдать прием лекарства от астмы. Они выписывают нам лекарства, с помощью которых мы будем выступать лучше», — рассказывает она.

И это лишь некоторые шокирующие откровения и «истории болезней». В фильме «Болезни высших достижений» — признания спортивных функционеров, выводы врачей с мировым именем, эксперименты, конечно, на себе. И все ради того, чтобы ответить на один вопрос: неужели непримиримое в вопросе допинга ВАДА в тайне для кого-то делает исключения? К финишу доказательства собраны.

— Дмитрий Борисов: «Екатерина Березовская, автор этого материала и одна из авторов фильма-расследования, в прямом эфире. Мы много услышали о проделанной вами работе. Один главный вопрос: как? Мы привыкли, что это такая табуированная история. Действующие спортсмены, тренеры, функционеры обычно отказываются говорить об этом. Как вам удалось добиться откровений?»

— Екатерина Березовская: «Тема табуирована. Это было понято практически сразу, как только мы взялись за этот материал, после публикаций Fancy Bears. Тема табуирована, неудобна, многие боятся об этом говорить. То есть сказать, что герои неохотно нам шли навстречу - это ничего не сказать. И тут, конечно, была проделана огромная продюсерская работа, огромное спасибо нашим продюсерам Юле Заграничновой, Кате Каряке, очень нам помогла Оля Черносвитова из спортивной редакции. Все эти переговоры, переписка… Это была какая-то спецоперация, чтобы организовать эти съемки по всему миру. Использовали, конечно, и профессиональны секреты. Главное, что шаг за шагом осознавали, находили реальные  доказательства, что система узаконенного допинга — это никакой не миф, он существует и существует давно».

— Дмитрий Борисов: «Очевидно, что самым сложным было разговорить предполагаемых участников такого всемирного заговора. Вы приходите к выводу, что это — глобальная афера. В сюжете вы сказали, что что-то опробовано на себе. Что именно и как?»

Как рассказала Екатерина Березовская, авторы расследования и марафон бежали, и эксперименты с гормонами проводили. «Шли на все, чтобы самим оказаться на этой темной стороне спорта. И, кажется, у нас это получилось», — призналась журналистка.

Премьера документального фильма "Болезни высших достижений" сегодня в 23.30 на Первом канале. Не пропустите!

Читайте также: