В Москве простились с оперным певцом, солистом Большого театра Зурабом Соткилавой
В Москве 20 сентября простились с Зурабом Соткилавой. Церемония прошла в Большом театре, которому великий оперный исполнитель отдал несколько десятилетий. За эти годы голос стали узнавать тысячи любителей оперы по всему миру. Но если мы, зрители, видели и знали Соткилаву на сцене, как певца, то те, кто с ним работал, кто у него учился, говорили сегодня о нем прежде всего как о большом человеке.
С Зурабом Соткилавой прощаются на исторической сцене Большого театра. И, кажется, иного места просто и быть не могло. На протяжении нескольких десятилетий тенору рукоплескали в лучших оперных театрах мира от «Ла Скала» до «Гранд Опера». Но свою жизнь и карьеру Соткилава посвятил именно этой сцене.
«Я был только студентом ГИТИСа, только поступил, а он уже был легендой, солистом Большого театра, не просто солистом — тенором Большого театра, и мы все бегали на спектакли с участием артистов этого поколения», — говорит оперный режиссер Александр Титель.
В Большом театре Зураб Лаврентьевич — пожизненный солист. Отдать дань памяти другу и учителю пришла вся оперная труппа. Сотни людей, которых за долгую жизнь маэстро сплотил вокруг себя.
«Солнечный человек. Вот он появлялся, и вокруг него сразу создавалась атмосфера невероятной доброжелательности. Он всегда был очень остроумным, веселым, энергичным, и очень-очень ценил то, что называется талантом», — сказал генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.
«Он ушел буквально в день 50-летия нашей дружбы, 18 сентября. Очень тяжело, когда уходят самые близкие друзья, с которыми делим все — и радости, и горести», — сказал народный артист СССР Владислав Пьявко.
Друзья сегодня вспоминают удивительную карьеру певца: то, как подающий надежды футболист тбилисского «Динамо» по воле обстоятельств поступил в консерваторию, как молодого тенора итальянцы признали лучшим исполнителем партии Отелло всех времен и народов.
«Человек радости, человек жизнеутверждения, человек, постоянно ищущий и помогающий другим. И своим примером он, конечно, показывал, как нужно петь, как нужно любить людей», — сказал балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев.
Ему одинаково легко давались роли Хосе в «Кармен» и Гришки Отрепьева в «Годунове». Поклонники вспоминают: «Сельская честь» была будто бы написана для него, не могут забыть, как Соткилава спектакль за спектаклем умирал в третьем акте «Тоски».
«Он вообще во всем был хорош. И в классике, и в романсах, в итальянских песнях. Уникальный голос», — сказал один из почитателей таланта Зураба Соткилавы.
В последние годы Зураб Лаврентьевич тяжело болел, но, несмотря на это, продолжал преподавать в Московской консерватории. Сам до конца жизни разучивал новые партии и призывал своих воспитанников искать и петь до последней секунды.
«Он называл меня «моя девочка», я могла к нему подбежать, обнять, и для меня это было великое счастье. Он первый, кто поверил в меня, я очень хочу обнять, поцеловать руки и сказать, что я тебя очень люблю!» — рассказала народная артистка РФ Хибла Герзмава.
Буквально этой весной, празднуя юбилей, Зураб Соткилава говорил, что 80 — ерунда. Что желания те же, что в молодости, и любовь та же. Собирался снова выйти на сцену, несмотря ни на возраст, ни на изматывающую болезнь, но недуг оказался сильнее. Сегодня с маэстро простились в Большом. Похороны — в понедельник, 25 сентября, в Тбилиси. По воле самого Зураба Соткилавы.