Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 февраля 2019, 21:35

Знаменитый Русский музей привез в испанскую Малагу сразу три выставки, объединенные одной темой

От простой работницы до венценосной особы. И в каждой из них — красота, харизма и загадка. Почему именно русские женщины становились музами Дали и Пикассо? И на какие уловки шли отечественные живописцы, чтобы запечатлеть Ее Величество?

Подобно шуршащим платьям упаковка слой за слоем спадает с позолоченных рам. С полотен смотрят императрицы, купчихи, крестьянки. Долгий путь из серого Петербурга к солнечному югу Испании их ничуть не утомил. Русский музей привез в Малагу живописный рассказ о наших женщинах.

«В этом пространстве мы показываем три разные выставки: русские женщины как художницы, как женщины, как матери, как святое из святых, что существует на Земле», — говорит руководитель издательства Государственного Русского музея Йозеф Киблицкий.

Написать портрет Екатерины II для художника Ивана Аргунова в XVIII веке — головная боль. С натуры нельзя — крепостным не позируют императрицы. Но заказ государственный, поэтому бегал по придворным торжествам — запоминал. Екатерине эта красота по памяти понравилась. А императрица Елизавета Петровна всегда ставила условие: не писать ее в профиль. Потому что курносый нос. На картине кисти Луи Каравака одно из ее 15 тысяч платьев. А вот этой женщине не до платьев, она теперь в долгах как в шелках.

«Судьба жен военных в середине XIX века, когда муж погибал во время войны, она оставалась одна, и ее выгоняли из той квартиры, в которой она жила. Она оказывалась на улице», — поясняет заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова.

Вдовушку с картины Федотова наверняка ждет вот такая судьба. Широкими мазками, играя со светом и тенью, Абрам Архипов пишет своих прачек. Изматывающий труд. На выставке в красках и без прикрас истории разных женщин в разное время. От борьбы за право учиться до борьбы за право быть собой. Смотрины невесты. Придирчиво и надменно свахи, как на рынке, изучают потенциальную жену.

«Просто сам обряд осмотра невесты. Знакомство с невестой таким вот способом. Это то, чего в испанской культуре и жизни не было, поэтому испанцам должно быть интересно», — замечает Евгения Петрова.

Конечно, интересно. И, может, эта выставка в испанском филиале Русского музея ответит иностранцам, наконец, почему главные музы известных художников были русские. У Дали — Гала, у Пикассо — Хохлова, у Матисса — Делекторская. Ответ в каждой картине: если наша женщина любит, она все делает красиво — и ребенка купает, и отдыхает, и позирует.

«Сейчас уже мы видим, как во время работы над этой выставкой испанские женщины ищут себе аналоги, они смотрят на русскую моду того времени, как русские женщины одевались, через живопись это такой реальный мост культуры», — отмечает Йозеф Киблицкий.

Мост культуры и вихрь культуры. Как на полотнах Филиппа Малявина. Русские мадонны ХХ века в цветастых платках и сарафанах. И, кажется, только у него все это не набившие оскомину аксессуары «а ля рус», а что-то очень модное и очень настоящее. Стихийные и вместе с тем монументальные. Два противоречивых определения. И оба — о русских женщинах.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей