Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 марта 2019, 21:21

В Литве по делу о беспорядках в последний год СССР гражданам России вынесли реальные сроки

В столице Литвы 27 марта осужден последний здравствующий маршал Советского Союза. 10 лет заочно дали Дмитрию Язову, экс-министру обороны СССР, по делу, уходящему корнями в последний год Советского государства. 

Январь 1991 года. Литовская ССР. Вильнюс. Там — несанкционированные выступления сторонников независимости. В город перебросили силовиков. Столкновения у телецентра. 15 человек погибли. Приговоры вынесены десяткам российских граждан, в подавляющем большинстве заочно, но двоим дали реальные сроки. 

И вот тут начинаются вопросы — и к доказательной базе, так и не установлено, кто стрелял; и к тому, что в зал, где судили россиян, не пустили наших дипломатов и журналистов.

Все это журналисты, которым официально отказали в аккредитации, Первый канал в их числе. Причины отказа не объяснили, но так как процесс объявлен открытым, журналисты все же попытались попасть в зал суда. Не пустили — так же, как коллег с других российских телеканалов. Дело, которое здесь называют самым значимым в современной истории Литвы, больше напоминает театр абсурда и показательное судилище.

Трактовка событий 13 января 1991 года для Литвы — один из важнейших вопросов государственной идеологии. 760 томов и 67 обвиняемых, из них очно судят только двоих. В начале 1991 года Геннадий Иванов был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й Мотострелковой дивизии. 13 января у телецентра он вообще не появлялся. Но это не помешало приговорить его к четырем годам тюрьмы.

«За что — непонятно. Я не участвовал в событиях, не получал никакие команды и распоряжения от вышестоящих начальников, так что не знаю, чем это все закончится», — сказал Геннадий Иванов.

Еще один россиянин — калининградец Юрий Мель. В 2014 году его задержали на границе, с тех пор он в литовской тюрьме. В январе 1991 года Мель был танкистом, но его танк стрелял холостыми, и все, что смогло предъявить Мелю обвинение по существу, это сломанный забор у телецентра. Тем не менее сегодня его осудили на семь лет. Сотрудники нашего посольства в Литве узнали об этом из новостей — дипломатов в здание суда тоже не пустили.

«Мы расценили эти действия литовских властей как грубую провокацию. Я, естественно, утром собрался ехать, со мной мои коллеги. Им сказали: ни вас, ни посла России мы не пустим, сказали, что нет мест. Когда процесс начался, оказалось, что места есть. Весь этот процесс совершенно абсурден, необъективен, незаконен. Это позор для литовской государственности и правосудия», — сказал посол России в Литве Александр Удальцов.

Жена Юрия Меля Надежда тоже следила за новостями в интернете. Связи с мужем нет давно.

«Со здоровьем все всегда уверяли, что у него хорошо, но сегодня, посмотрев на него с экранов телевизоров, я осталась при своем мнении. Сегодня его показывали, очень облизывал губы, как будто у него сухость страшная. Суд идет два часа и возле человека даже бутылочки с водой не поставили», — переживает Надежда Мель.

Никаких весомых доказательств военных преступлений за эти годы обвинители так и не нашли.

«Я видел все акты вскрытия, все акты доследования. Я не нашел нигде свидетельств того, что сержант Иванов стрелял в Петраускаса и застрелил его. Такого нет в деле. Никаких трасологических исследований не велось. Там было, что вот так человека пули изрешетили. Как это понять? Причем пули разного калибра — мосинские винтовки, мелкашки. Единственное, АКМ я не определил», — рассказывает историк и писатель Валерий Иванов.

Из тех, кого сегодня также приговорили заочно, бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов. 94-летнего маршала Советского Союза литовский суд хочет посадить тюрьму на 10 лет.

Михаил Головатов заочно осужден на 12 лет. В 1991 году он командовал группой «Альфа». Вспоминает: приказа стрелять по толпе никто не отдавал. Бойцы зарядили оружие холостыми. Задача была — бескровно взять телецентр, занятый литовскими сепаратистами.

«Толпа была организована, толпой управляли, толпе подвозили и питание, и был транспорт, и самое главное, ими руководили, по громкоговорителю говорили: «Не бойтесь, у солдат нет боевых патронов, танки то же самое, не имеют боевых снарядов». Начался обстрел из соседних зданий территории прилегающей к башне, вспышки, и были винтовочные отдельные, и ружейные были. Эти же выстрелы были направлены против военнослужащих», — рассказал в 1991-1992 гг. командир группы «А» КГБ СССР Михаил Головатов.

Вот они, имена 14 погибших при штурме телецентра литовцев. В современной Литве принято считать правильной единственную версию: что все они были убиты спецназом, который находился здесь же или раздавлены танками. При этом почему-то забываются выводы литовских же судмедэкспертов, которые установили, что во многих стреляли сверху, а значит, огонь мог вестись либо с самой телебашни, либо с крыш и балконов соседних домов.

Не раз звучала версия, что расстреливать людей могли снайперы националистического движения Sąjūdis. Но сейчас даже говорить об этом в Литве опасно. За фразу «свои стреляли в своих» попал под суд известный политик Альгердис Палецкис.

Из осужденных сегодня, 27 марта, своей вины никто не признал. И адвокаты уже готовят апелляции.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей