Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
21 июня 2020, 22:13

Первый канал покажет полностью отреставрированную киноэпопею «Освобождение»

Первый канал подготовил к юбилею Победы нечто особое. Величественная киноэпопея «Освобождение». Специалисты Мосфильма спасли старые пленки, сделали так, чтобы мы могли смотреть ленту в сверхчетком разрешении. «Цифра» добавляет мощи оригиналу. «Освобождение», фильм-эпоха. Почему таких не снимают теперь? Возможно, потому, что таким, каким видел и показал путь к Победе гениальный режиссер Юрий Озеров, не покажет нам больше никто. 

Так вышло, что наше главное кино о войне, почти восемь часов грандиозной панорамы общего подвига и личной жертвы каждого бойца, снято от боли и гнева. Прошедший всю войну Юрий Озеров увидел оскароносный голливудский фильм о высадке союзников в Нормандии и был потрясен: за три часа здесь ни разу не говорят о тех, кто сражался и погибал на главном фронте Второй мировой.

– В первой волне высадки участвовало 120 тысяч американцев и англичан. 120 тысяч. У нас на направлении главного удара в Белоруссии участвовало четыре миллиона! Шесть тысяч танков, были огромные бои, они в своем фильме даже не упомянули, – говорил Юрий Озеров, режиссер фильма «Освобождение».

«Интересно, кто победил?». И ответ на этот нелепый вопрос и есть эпопея «Освобождение»: битва на Курской дуге, форсирование Днепра, операция «Багратион», бои за Киев, Варшаву, штурм Берлина. Впервые в нашем кино германскую верхушку показали не карикатурно, а серьезным и умным противником. Впервые рассказали про операцию «Валькирия», неудачное покушение на Гитлера. И такой поражающей достоверности на экране до этого тоже не было.

Вдова режиссера Юрия Озерова Диляра отвечала на съемках за костюмы. Мундир Сталина сшил тот же портной, что обшивал самого генералиссимуса. Вручную состарили тысячи гимнастерок и шинелей из запасов Минобороны. Но, если актеру Бухути Закариадзе в гриме Сталина однажды отдал честь даже настоящий генерал армии, то, при виде Фрица Дица в образе Гитлера немцы теряли сознание. А горничная отеля в Потсдаме, увидев фото со съемки, едва не вызвала полицию.

– Вдруг дикий визг, крик, топот, в чем дело? Женщина, которая убирала все номера, кинулась куда-то, бежит, кричит. А на столе лежит фотография там: Гитлер, Юра, Геббельс. А Гитлер еще руку положил на плечо, – вспоминает Диляра Озерова, вдова режиссера Юрия Озерова.

Все сцены с участием маршала Жукова исторически точные, он подарил Озерову еще неизданную рукопись своих мемуаров. И хотя советский генералитет картину не принял, славе Жукова и его роли в Победе многие откровенно завидовали, сам легендарный полководец, посмотрев лишь несколько фрагментов, остался доволен.

– Отец, конечно, с большим интересом посмотрел. Ну, а что касается Ульянова, он сказал: Ну, что ж? Может быть, и не похож. Но, все-таки похож, – вспоминает Эра Жукова, дочь маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

К юбилею Победы на Мосфильме оцифровали 670 тысяч кадров сохранившейся копии «Освобождения», оригинальные негативы фильма бесследно исчезли. Царапины, пятна, разрывы и даже следы от клейкой ленты убирали вручную. Эти красные метки показывают, сколько исправлений внесли в каждый кадр. Фильм, снятый полвека назад, выглядит теперь лучше и мощнее, чем любой современный блокбастер.

– Наши специалисты не просто улучшили картину, они еще спасли ее. Была в очень тяжелом состоянии. Особенно, когда отреставрировано теперь, это производит ошеломляющее впечатление. Там настоящие взрывы, там настоящие бои, там, я знаю, были, к сожалению, и жертвы, – рассказывает Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».

Сергей Никоненко впервые рассказывает, как едва не погиб на съёмках киноэпопеи: «Попал под выстрел пушки 76 калибра, я ползу между орудиями, в копоти, в грязи. Если вот это пушка, ствол, я был вот здесь! Но, если бы я был здесь, это летальный исход. Пушка сама стрельнула, никто не стрелял. Я очнулся в машине, которая меня везла, скорая помощь. С тех пор немножко на это ухо плохо слышу».

Как сняли одну из самых душераздирающих сцен мирового кино, долгие годы не могли понять даже коллеги создателей «Освобождения». И это техническое решение поражает до сих пор. Сцену последнего преступления Гитлера, приказавшего затопить тоннели метро вместе с ранеными, женщинами, стариками и детьми, снимали вот здесь, в шлюзе №11 Канала имени Москвы.

За несколько дней художники Мосфильма построили здесь внизу точную копию станции берлинского метро «Кайзерхоф», спустили шпалы, рельсы, специально привезенный из Берлина метровагон и даже автомат по продаже шоколада. Самая ответственная миссия была у сотрудника, который буквально по сантиметру открывал затвор шлюза, чтобы актеров и съемочную группу сразу же не смыло волной. Все снять необходимо было с одного дубля. Но едва пошла вода из Москвы-реки, изображать панику стало не нужно. Актеры и десятки статистов моментально ощутили весь неподдельный ужас происходящего.

Снявшись в этой сцене еще школьницей, москвичка Лариса Юмакова и сегодня с дрожью вспоминает тот момент, когда Юрий Озеров скомандовал «мотор»: «Люди цеплялись, вообще, конечно, они не представляли, что вот будет именно так. Кричали, ужасно все, ор стоял, визг. Вообще, было страшно! Было страшно».

Такого размаха в мировом кино не было и больше не будет. Три тысячи военнослужащих и почти двести танков. В кадре поднялось в воздух 20 тонн взрывчатки. Зрители забывали, что смотрят кино.

– Когда начался фильм и пошла вот эта атака танков, я помню, как женщина закричала в первом ряду и убежала, ей стало страшно, – делится Сергей Никоненко, народный артист России.

Киноэпопею лишь за один год увидели полмиллиарда зрителей планеты, на титрах аплодировали стоя. Не только создателям ленты, всем, кто защитил мир.

– Этот фильм имел грандиозный успех во всем мире! Отвечаю за эти слова. В Бразилии у нас была премьера в Рио-де-Жанейро, они не могли понять: неужели у вас была такая война? Они не понимали этого. И, кстати говоря, к нам относились невероятно хорошо, – делится Лариса Голубкина, народная артистка РСФСР.

Еще готовясь к съемкам, Юрий Озеров в одном из интервью сказал слова, которые повторял до конца жизни: не видевшие войну собственными глазами, должны знать правду о том, кто остановил сильнейшую, до зубов вооруженную армию, кто спас Европу от порабощения.

Полностью киноэпопею «Освобождение» покажет Первый канал. Вступительную часть «Огненная дуга» и вторую «Прорыв» смотрите завтра в дневном эфире. Во вторник, тоже днем «Направление главного удара» и «Битва за Берлин». Ну а в среду вечером фильм пятый, «Последний штурм». 


Читайте также: