Поздравления с 70-летием принимает Владимир Молчанов
«До и после». На нашем телевидении эти слова неразрывно связаны с Владимиром Молчановым — блестящим ведущим одноименной передачи. Сегодня ему исполнилось 70 лет. В годы перестройки он один из самых востребованных на телеэкране. И не важно, что его эфир был уже ночью. С Молчановым все четко и честно всегда.
Чтобы показать внуку мир телевидения, Владимир Молчанов не поднимается повыше — на Останкинскую башню, а спускается поглубже — в подземный тоннель между зданиями телецентра.
«Это самые такие яркие моменты всего Останкино: что здесь снималось, кто здесь работал», — говорит Владимир Молчанов.
Портрет Молчанова между Андреем Сахаровым и Александром Невзоровым. Это большая честь, говорит он, и немного краски.
«Если человек начинает ощущать себя легендой или, работая на телевидении, относиться к себе без иронии, то это все, можно заканчивать», — считает Владимир Молчанов.
На телевидение он попал не сразу – его сестра, прославленная теннисистка Анна Дмитриева, уже работала в «Останкино», а в те годы родственников не брали. Потом были и программа «Время», и утренние «120 минут», и десятки документальных фильмов, книги, радио. У Владимира Молчанова огромный послужной список, гордиться можно каждой строчкой, но программой «До и после полуночи» особенно. Ее часто называют «двигателем перестройки».
«Это был для нас самый счастливый период, для людей, которые начинали свою журналистику в эпоху, когда ничего нельзя было сказать, ничего нельзя было показать, и вдруг мы, наконец, смогли это сделать. Это то, что, действительно, серьезно изменило сознание людей, миллионов людей», — отмечает Владимир Молчанов.
Раз в месяц до и после полуночи не спала почти вся страна. Молчанов в прямом эфире, что уже невероятно по тем временам, показывал то, что раньше было нельзя. Чтобы обойти запреты, приходилось обманывать телевизионное начальство, которое утром в день эфира отсматривало первый выпуск, подготовленный для Дальнего Востока. Получив одобрение программы, коллектив приступал к настоящей работе.
«В 6 вечера или в 7 мы встречались снова и изменяли от 50 до 70% программы, вставляя в нее то, что не могли представить многие наши начальники, которые говорили своим женам: "Сегодня вечером посмотрим телевизор, «До и после полуночи», там такие будут хорошие наши певцы", а вместо этого они получали тех, кого никогда не пускали на телевидение, и совсем не ту музыку», — рассказывает Владимир Молчанов.
Даже в рамках программы «Время» Молчанов – он, кстати, был одним из первых не дикторов в этой студии – отступал от запланированной верстки. Так, например, было, когда пришла новость о смерти Виктора Цоя. Сообщать об этом не собирались – у певца не было высоких постов и званий. Но Молчанов считал, что это не главное.
«Звонок от одного из членов Политбюро: "Как вы посмели дать в эфир такую информацию? Ее у вас не было в папке". Пришлось ответить, что этого человека любили и уважали десятки миллионов. Через ровно две или три минуты позвонил помощник другого члена Политбюро и тихо сказал: "Спасибо большое за Цоя и от меня, и от того члена Политбюро"», — рассказывает Владимир Молчанов.
Интеллигент с внешностью аристократа, он больше всего любил работать не в студии, а, что называется, в поле, оказываясь порой в самых неожиданных местах.
«Я работал всегда по кардиограмме: сегодня я снимал каких-то князей, русский бал дворянства в Париже, а завтра я ехал в тюрьму для смертников», — вспоминает журналист.
А еще он говорит, что темы, идеи, проекты всегда находили его сами, случайно. Вот и сегодня, в свои 70, он по-прежнему в любой момент готов к встрече со случаем.