Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
9 мая 2021, 21:08

Погода не помешала авиации принять участие в Параде Победы

До последнего в воздухе висел вопрос — увидим ли над Красной площадью самолеты и вертолеты. В Москве накануне лило, да так, что побит рекорд по осадкам для 8 мая за последние 70 лет наблюдений. Наша боевая авиация всепогодная, но безопасность — приоритет. Особенно если речь о движении над мегаполисом, медленном и на предельно малых высотах, чтобы зрители успели рассмотреть. Все переживали, все получилось.

На аэродроме в подмосковном клину 6 градусов, пасмурно. Около 8 утра отсюда взлетел вертолет-разведчик и приземлился с хорошим прогнозом: метеоусловия воздушной части парада не помешают. Наша съемочная группа будет на борту Ми-26 во главе колонны.

Впервые не один, а сразу три Ми-26 в авангарде, вертолеты отрываются от земли синхронно.

Сразу после взлета машины встают в строй, каким его увидят с Красной площади. А изнутри можно оценить габариты Ми-26. Здесь поместятся как минимум 82 десантника с оружием и снаряжением. Винтокрылому тяжеловесу до сих пор в мире нет равных по грузоподъемности.

В воздухе болтает, сильный боковой ветер, но за штурвалом асы. Время в пути — 32 минуты 30 секунд. Маршрут поделен на контрольные точки — их вертолеты должны пролететь секунда в секунду с установленным планом. Финальный отрезок начинается с Садового кольца.

И сейчас уникальная возможность показать, как Красную площадь видят летчики. Мы пролетаем над ней на высоте всего 150 метров. Но лишь несколько секунд — и площадь будет позади. Несмотря на то, что пасмурно, все хорошо видно, обзор отличный.

Так мощно выглядит поддержка с воздуха. Пятерка Ми-восьмых. Ударные «Аллигаторы» К-52, летающие танки и пилотажная группа «Беркутов» на Ми-28Н — эти машины прозвали ночными охотниками за способность уничтожать противника в любое время суток, в любых метеоусловиях. 23 вертолета, а следом — 53 самолета ювелирно выдерживают дистанцию.

«Белые лебеди» Ту-160 и «Медведи» Ту-95 сегодня раньше всех с ревом оторвались от полосы в Энгельсе. Это самый дальний от Москвы аэродром, который отправил на парад авиацию. Из Липецка стартовали сушки.

В парадные группы они выстраиваются ближе к Твери и в этот момент все еще не знают, пролетят над Красной площадью или развернутся. Координируют полет 40 пунктов управления, один из них прямо на Спасской башне Кремля. Офицеры ВКС — они на связи со всеми экипажами — наконец дают добро.

«Шла очень напряженная работа по анализу, прогнозу со вчерашнего дня, была интрига на самом деле, она сохранялась, потому что все думали, что из-за облачности эта часть не состоится, но этот прогноз у скептиков не оправдался, летчики подготовлены», — отметил командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш.

И вот уже самолеты крылом к крылу пролетают над Красной прямо под свинцовыми тучами, снижаясь на максимально безопасную высоту. Су-57 пятого поколения. Тяжелые МиГи, оснащенные ракетным комплексом «Кинжал». А это — новый элемент парада: стратегический ракетоносец Ту-160, рекордсмен по дальности непрерывных полетов, самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, способный менять геометрию крыла, идет в сопровождении звена Су-35.

В небе над Москвой появляется липецкое тактическое крыло из бомбардировщиков и истребителей. В военных условиях у такого строя задача — обмануть ПВО, радары принимают его за одну цель. И следом — кубинский бриллиант, грани которого очерчены, как по линейке.

Филигранная точность — расстояние между самолетами всего два метра. Вот так это выглядело из самого центра ромба. Благодаря камерам Первого канала, установленным на фюзеляжах, крыльях, в кабинах — парад предстает с уникальных ракурсов. Фигура подвластна летчикам не просто высшего класса, а маэстро авиации. Таковы «Русские витязи» и «Стрижи». На аэродроме в Кубинке их встречают с караваем.

«Настроение великолепное, День Победы как-никак. Пролетели на отлично. Погода не помешала. У нас летчики ко всему готовы», — отмечает летчик Владимир Суханкин.

По традиции занавес дают шесть штурмовиков, расцвечивая серое московское небо в триколор.

Синхронно воздушные парады сегодня прошли и в других российских городах. Над Дворцовой площадью в Санкт-Петербурге пронеслись транспортники и многоцелевые сверхманевренные истребители. А на небо над Нижним Новгородом можно было смотреть, только затаив дыхание — асы показали фигуры высшего пилотажа.

И уже на пути обратно, на аэродромы базирования, самолеты встречает солнце — они словно своей мощью просто разогнали тучи. Низкая облачность — штатная ситуация, говорит командир Ту-160 Михаил Мишин. В параде он участвовал впервые. И сразу — в одной из самых сложных операций в небе — его «лебедя» заправлял Ил-78.

«Мы снижаемся на несколько меньшую высоту, под нижний край облачности и просто выполняем полет. Разница состоит в том, что на более низких высотах просто топлива тратится чуть больше, но нам сделали запас, с этим проблем не возникло», — рассказывает командир экипажа Ту-160 Михаил Мишин.

«Хочется всех поздравить с Днем Победы, пожелать чистого мирного неба над головой, крепкого здоровья! Полет прошел очень напряженно, но мы справились все на оценку «хорошо» и «отлично», надеюсь, все довольны! Можно сказать полтора месяца тренировок. Самое сложное было в такую погоду — не отстать, не испортить боевой порядок, чтобы все было красиво», — отмечает летчик Антон Грицаенко.

Антон Грицаенко после дебютного полета еще долго не отходит от своей Сушки. Многие летчики сегодня брали на борт портреты своих родных — ветеранов войны.

«Дедушка прошел всю войну с 1941 по 1945 год, начинал со Смоленска, дальше до Венгрии, Румынии, закончил свой путь уже в Вене. Можно сказать, что дедушка у меня участвует каждый год в воздушном параде», — говорит командир эскадрильи, подполковник Владислав Шаронов.

«Дошел до Берлина, Рейхстаг не брал, но прошел всю войну. Второй был сапером, один из его подвигов был — он один разминировал за ночь 311 мин», — рассказывает штурман Ми-26 Александр Максимов.

С Александром Максимовым мы летели вместе на Ми-26. А командир экипажа нашего вертолета на земле признается: сил хватит только на короткий комментарий.

- Сильно устали?

- Да!

- С чем сравнимо?

- Ну, километров на 10 пробежаться надо.

А на аэродроме встречают родные, вместе с которыми летчики, наконец, уже в записи сами увидят, насколько грандиозно выполнили сегодня свою задачу. Авиация получила высокую оценку от командования ВКС.

Парад Победы смотрите здесь

Показать еще

Читайте также: