В ОПРФ представили обновленный антирейтинг соцсетей, которые игнорируют требования российского законодательства
Как бороться с недостоверной информацией в интернете? Как привлечь к ответственности соцсети, которые не соблюдают российские законы и не удаляют материалы, пропагандирующие, например, наркотики, экстремистскую литературу и прочее запрещенное? Есть способы заставить соцсети реагировать на претензии — например, принудительно замедлять их работу. О том, кто сейчас лидирует по нарушениям закона, сообщили в Общественной палате.
«В рейтинге произошла смена лидеров. Первое место в антирейтинге злостных нарушителей закона занимает социальная сеть "Фейсбук". Второе место заняла социальная сеть или видеохостинг "Ютьюб". На третье место переместилась социальная сеть "Твиттер"», — сообщила директор «Лиги безопасного интернета», член ОП РФ Екатерина Мизулина.
Почти спортивную терминологию в Общественной палате используют по адресу интернет-платформ, которые нарушают российский закон о самоконтроле соцсетей. В первый раз это было проделано в феврале, после того как закон вступил в силу, и эффект был достигнут – на принудительное замедление работы «Твиттер» отреагировал тем, что начал-таки удалять деструктивный контент. Сработало все вот как: на территории России аудитория «Твиттера» снизилась на 10%, что составило почти один миллион пользователей. Замедление привело к ощутимым потерям от коммерческой рекламы. И, возможно, подобное в скором времени предстоит испытать на себе другим соцсетям-нарушителям.
«Мы надеемся, что такие меры в отношении платформ "Фейсбук" и "Ютьюб" будут предприняты со стороны Роскомнадзора в ближайшее время. Этого ждут и наши граждане, и все наше общество в целом», — заявила директор «Лиги безопасного интернета», член ОП РФ Екатерина Мизулина.
Нарушения на платформе «Ютьюб», например, таковы: 112 материалов о незаконном обороте наркотиков, 4 420 материалов с информацией, признанной судами запрещенной и экстремистской, 35 призывов к суициду, 124 фейка, 28 актов цензуры в отношении российских СМИ и компаний. Детальная статистика подобного рода есть и по «Фейсбуку», «Твиттеру», «Инстаграму», «ВКонтакте», «ТикТок», «Одноклассники». Разница в том, что некоторые платформы идут на сотрудничество, а некоторые приходят к нему только принятия жестких регулирующих и административных мер.
Коммерческие структуры, взявшие на себя функции модератора общественных дискуссий, должны находиться под контролем государства и по той простой причине, что способны влиять на общество, навязывать ему чуждые ценности. Администраторы соцсетей зачастую бывают откровенно политизированы – они блокируют или ограничивают доступ к аккаунтам, владельцы которых никаких российских законов не нарушали. Примеров этого много, некоторые просто возмутительны.
«Надо же все-таки давать отчет себе, что эти IT-гиганты — это вообще глобальная система манипуляции общественным сознанием, общественным мнением. Да, это такой мощный механизм. И мы с вами говорим о цифровой гигиене, которую мы пытаемся привить. Мы же видим, как блокируются на том же самом "Фейсбуке" любые поздравления, документальные кадры, связанные с нашей историей. Например, День Победы. Мы же помним, как все это было, когда фотографию взятия рейхстага они просто блокировали», — напомнил член СПЧ Кирилл Кабанов.
Случай со знаменитой фотографией Евгения Халдея «Знамя Победы над рейхстагом» показателен – накануне Дня Победы «Фейсбук» блокировал ее, сопроводив комментарием: «Ваша публикация нарушает наши нормы в отношении опасных людей или организаций». Потом последовали извинения и объяснения, что это ошибся некий «автоматизированный инструмент» соцсети. Ссылаться на ошибки «автоматизированного инструмента» может быть удобно и при осуществлении политической цензуры, скажем.
С приближением осенних выборов в России, как полагают эксперты Общественной палаты, совета при президенте по правам человека и Лиги безопасного интернета, соблазн использовать соцсети для политической деятельности, для вмешательства в внутренние дела нашей страны будет только расти. Это уже сказывается на количестве интернет-фейков.
«Осталось уже полтора месяца, и рост колоссальный. Профессионально сделанные фейки, которые вбрасываются через эти площадки и профессионально распространяются с очень хорошими бюджетами. И здесь как раз никакой цензуры в отношении такого контента мы не видим. Наоборот, видим, как включаются рекомендательные сервисы, продвигающие, навязывающие подобную ложь и, значит, факты, дискредитирующие наш избирательный процесс», — сказал руководитель рабочей группы ОП РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети интернет Александр Малькевич.
Бороться с такими или подобными соблазнами владельцам иностранных IT-платформ предлагается простым способом: зарегистрировать в России официальное представительство, создать юридическое лицо и через него взаимодействовать с властями и гражданами.
Введение жестких санкций, ограничивающих работу в России интернет-платформ, не планируется. Антирейтинг предлагается считать еще одним стимулом для выстраивания диалога по борьбе с запрещенным, деструктивным контентом в соцсетях. «Твиттер» в итоге на диалог пошел, чем хуже остальные?