Первые дни обязательного автострахования
В Московском управлении ГАИ сегодня опровергали появившиеся сообщения о том, что за первую неделю нового года за отсутствие полиса обязательного страхования в столице оштрафованы 200 тысяч человек. Там заверили, что полис проверяется только, когда водителя останавливают за какое-то нарушение на дороге.
Между тем, по оценкам самих страховщиков, свою ответственность не застраховали еще более 10 миллионов российских автомобилистов. Из Саратова - репортаж Олега Шишкина.
Такая автомобильная авария в практике ГИБДД встречается чаще всего - один автомобиль не уступил дорогу другому. Инспектор первым делом интересуется наличием так называемой "автогражданки", а уже затем приступает к оформлению плана ДТП.
Оба водителя застраховали машины еще в прошлом году, и теперь за ущерб нанесенной "десятке" будет расплачиваться не виновник аварии, а его страховая компания. Впрочем, до настроения рекламного ролика, где водители столкнувшихся машин мирно беседуют за чашкой кофе еще далеко. Главный вопрос всех ДТП — деньги, точнее оценка суммы ущерба.
Евгений Рыбаков, водитель: "Вот, допустим, железо - ущерб железу они еще могут оценить, в декоративные элементы — я не представляю..."
Буквально через минуты на месте аварии появляется страховой агент, он фотографирует машины и успокаивает виновника ДТП - волноваться нет причин.
Виктор Просандеев, страховой агент: "Сейчас они поедут дооформлять документы в ГАИ, а затем мы определяем время, встречаемся с пострадавшим, если хочет - отремонтируем в сумму, которую оценивает эксперт..."
Хотя все преимущества "автогражданки" вроде бы налицо, не все саратовские водители встретили закон с воодушевлением. До сих пор споры вызывают как и суммы страховых взносов, так и выплаты за нанесенный ущерб. В ситуации, многократно описанной в анекдотах о Мерседесе и Запорожце, и 120 тысяч рублей - максимальной суммы возмещения ущерба - может и не хватить.
Отношение автолюбителей к обязательному страхованию пока выражаются сакраментальным — "поживем-увидим". Хотя уже сейчас есть как и активные сторонники, так и противники нового закона.
Водитель: "Я уверен, что если что - мне выплатят деньги. Раньше деньги за ущерб трудно было получить... Приехал, допустим, ко мне пенсионер, там - что с него взять., а теперь мне заплатит страховая компания. Я отлично отношусь..."
Водитель: "Дорого очень... все дорого, и закон сырой - много непродуманно".
Сейчас всего около половины саратовских водителей могут похвалиться страховым стикером на лобовом стекле. Страховой бум, который наблюдался во всех саратовских агентствах в конце прошлого года, объясняется больше угрозой высоких штрафов за отсутствие полиса, чем сознательностью водителей. Тем более что сотрудники ГИБДД к нарушителям страхового закона, вопреки слухам, великодушия проявлять не спешат.
Владимир Чибирев, инспектор ГИБДД: "Конечно, мы работаем на основании Кодекса - мы обязаны его выполнять. Вот Кодекс - он всегда под рукой - есть статья - мы должны принимать меры".
Сейчас в саратовских страховых кампаниях затишье - оформлять страховку приходят лишь покупатели новых машин и водители проходящие очередной техосмотр. Новый наплыв клиентов здесь ожидают не раньше марта-апреля - когда на дороги начнут выезжать машины после зимней стоянки.