Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

80 лет Каналу имени Москвы. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 14.07.2017

Москва-река. В 30-е годы перейти с одного берега на другой порой можно было вброд. Уровень воды едва достигал метра. Ни о каком судоходстве и речи не было. Жителям едва хватало питьевой воды. Москву спасла Волга. Канал имени Москвы соединил верховье Волги с Москвой-рекой.

128 километров речного пути прорыли заключенные Дмитлага. Всего за пять лет. На следы той рекордной стройки натыкаются до сих пор при любых работах. «Находятся мотыги, кирки, какие-то металлические детали того, что использовалось, - рассказывает руководитель Яхромского участка канала имени Москвы Ольга Федотова. - Известно, что весь канал построен на тачке Маруське с одним колесом».

Хотя здесь же при строительстве канала впервые использовали и грузовики с самосвалами советского производства. 15 июля 1937 года по каналу прошли первые суда. А Москва с тех пор стала называться портом пяти морей.

Осенью 1941 года, когда гитлеровские войска наступали на Москву, был отдан приказ создать водную преграду. «Тогда были открыты водосбросы на Яхромских шлюзах, - рассказывает директор музея «Канала имени Москвы» Галина Герке. - Большое затопление территорий, и фашисты не смогли пройти с той стороны».

Сегодня Канал имени Москвы - важная транспортная артерия. Воду из Волги поднимают по пяти ступеням. Вот как это выглядит на схеме диспетчерского пункта. «Самая нижняя точка - примерно 112 метров над уровнем моря, высшая точка - 162 метра над уровнем моря», - рассказывает ведущий энергодиспетчер ФГБУ «Канал имени Москвы» Тамара Десятникова.

Ярче всего это видно во время работы шлюза. Воду накачивают насосами и заполняют камеру. Когда уровень становится одинаковым, баржа с грузом продолжает ход. Кстати, водный путь один из самых экономичных. «Чтобы перевезти 5 000 тонн груза нужна всего одна баржа, а на железной дороге необходимо 68 вагонов или более 330 грузовиков», – объясняет руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Тот же путь через шлюзы проходят и пассажирские суда. Кстати, в этом году на канале снова открыли знаменитый туристический маршрут - московская кругосветка через Москву-реку, Волгу и Оку. 

Тематические категории:
Комментарии загружаются