Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 августа 2019, 21:00

233 человека спасены благодаря слаженным действиям экипажа А321

Событие, которое обсуждают все эти дни и будут обсуждать еще долго. 233 человека могут считать вторым днем рождения четверг, 15 августа, а вторым местом рождения — кукурузное поле в нескольких километрах к юго-востоку от столичного аэропорта «Жуковский».

Там и сейчас находится самолет «Уральских авиалиний», после такой посадки, о которой и не думал никто, поднимаясь на борт рано утром, чтобы отправиться в Симферополь.

Привычный запрос на запуск двигателей и руление к полосе, разбег — и столкновение с птицами. Экипаж сделал все, как учили. Все спасены. Указом Владимира Путина пилотам — звезды Героев России, бортпроводникам — ордена Мужества.

"Настроение огонь, все хорошо, времени только нету, ничего не успеваю, сегодня еще воды горячей нет", — говорит Дмитрий Ивлицкий.

Вернулись на землю, а здесь все по-прежнему: родители, жены, дети. Размеренный ритм жизни нарушают нескончаемые звонки и сообщения — телефон садится по три раза в день.

«Даже хозяин кукурузного поля написал: «Будете у нас, говорит, приезжайте все вам покажем», — отмечает Дмитрий Ивлицкий.

Сотни комментариев под фотографиями бортпроводниц в соцсетях. Они все читают, все слышат. Но отвечают пока только родным.

«Все звонят, телефон разрывается, звонят маме. Мама плачет, радуется, гордится, звонит мне и каждые пять минут это говорит», — рассказывает Надежда Вершинина.

К разговору присоединяется второй пилот — Герой России Георгий Мурзин. Прилетев в Екатеринбург, он, наконец, дошел до врачей.

«Есть перелом грудины и 12-го позвонка — в принципе ходить могу, все хорошо», — говорит Георгий Мурзин.

Форма скрывает ушибы и ссадины всех членов экипажа. Всем объявлен внеплановый отпуск для того, что бы восстановиться, а им летать охота.

«Конечно, охота, конечно, охота», — говорит Георгий Мурзин.

«Конечно, еще планируем вернуться на работу, уже хочется попробовать», — отмечает Дмитрий Гончаренко.

Во главе экипажа, наконец-то с улыбкой, командир — Герой России Дамир Юсупов.

«Сегодня удалось отдохнуть, поспать. Сегодня рано утром проснулись с женой в спокойной обстановке, поговорили, проанализировали. Нового ничего не открыл для мира, но для себя я понял, что самое главное, что есть, это что людям надо обращаться к Всевышнему. И самое главное, второе, что у нас есть — наша семья, наши близкие, самое родное, что у нас есть», — говорит Дамир Юсупов.

Рядом с командиром жена Наталья, с которой он воспитывает сына и дочь, и которой он привез из Москвы кукурузный початок с того самого поля.

«Испекла торт его любимый и написала там пастой шоколадной: «Со вторым днем рождения» и дату: 15 августа 2019 года», — рассказывает Наталья Юсупова.

Еще два сына Дамира Юсупова от первого брака живут в Сызрани.

«Я изначально знал, что если такая подобная ситуация будет, то он обязательно найдет выход и вырулит. Такое случилось, и он не подвел», — говорит Ильяс Юсупов, сын Дамира Юсупова.

Там же — простые и скромные старший брат и отец Героя России.

«С детства он был очень усидчивый, целеустремленный, и всегда добивался поставленной цели», — рассказывает Олег Юсупов, брат Дамира Юсупова.

«Ну, такой же, как все мальчишки: и дрались, и всякое бывало. Учился он хорошо, потом пошел по моим стопам», — рассказывает отец Дамира Юсупова Касима Юсупова.

Папе командира, который и сам командир-вертолетчик, интервью даются в сто раз сложнее, чем экстренная посадка. И это тот случай, когда сын весь в отца.

«Я планировал набрать высоту, на ней задержаться, обработать отказ, принять решение правильно, рассчитать все, но как оказалось потом, времени было вообще мало», — рассказывает Дамир Юсупов.

В своем первом интервью 15 августа Дамир Юсупов тщательно подбирал слова, чтобы описать 90 секунд полета. Теперь о них известно гораздо больше из расшифровки переговоров экипажа с диспетчером. В 6 часов 12 минут и 28 секунд А321 «Уральских авиалиний» стоит в начале взлетно-посадочной полосы.

Пилот: «СЖР 178. К взлету готов».

Диспетчер: «ВПП 12. Взлет разрешаю, отдельные перелеты птиц».

Пилот: «СЖР 178: ВПП 12, взлетаю».

Замечены отдельные птицы, но не стаи, да и еще непонятно, в какой части аэродрома. И потому командир решает вылетать. Следующий сеанс связи через минуту. В эфире сигнал — пан-пан — что означает авария, но пока еще не катастрофа.

Пилот: «СЖР, ПАН ПАН, ПАН ПАН, ПАН ПАН, СЖР».

Диспетчер: «СЖР 178».

Пилот: «ПАН ПАН, ПАН ПАН, ПАН ПАН, СЖР 178. Oтказ одного двигателя».

Диспетчер: «СЖР 178, ваше решение».

Пилот: «Разрешите обратным разворотом. Высота».

Диспетчер: «Разрешил обратным заход».

Пилот: «Обратным заход разрешили, СЖР 178».

К тому моменту самолет уже столкнулся со стаей чаек — сразу же после взлета. Это даже удалось снять одному из пассажиров. Первый двигатель мгновенно вышел из строя.

«Мы взлетали с Жуковского, примерно секунд через пять после взлета самолет начало очень жестко трясти, прямо очень сильно», — рассказывает пассажир рейса.

«Начали набирать высоту, и ребенок в иллюминатор увидел, что из турбины выходит огонь, он говорит: «Мам, это нормально?» Я посмотрела, и в этот момент начались хлопки, похожие на микровзрывы, было так вот: бум и огонь», — вспоминает женщина.

Кто-то заснял, как искрит второй двигатель. Он тоже сломан, и тяги уже не хватает не то что на возвращение — на продолжение полета в любом направлении, кроме как по прямой, пока самолет не столкнется с землей. Это значит: впереди так называемая посадка перед собой. И какая же удача, что перед собой командир в тот момент увидел кукурузное поле.

Очень плотно высаженная кукуруза в человеческий рост. Здесь ее, конечно, убрали для удобства работы следователей, у фюзеляжа хорошо видно: смятая многотонной машиной, она смягчила удар о землю.

Однако те же мягкий грунт и заросли кукурузы могли бы угробить Аэробус и 233 человека, если бы командир садился не на брюхо, а с выпущенными шасси, как это рекомендует компания-производитель самолетов. Сперва борт зарылся бы в землю, а после развалился на части.

Возможно ли повторить чудесное приземление рейса Ю178 в кукурузном поле? Получить ответ на этот вопрос можно только на практике и, конечно, не на настоящем самолете, а на аваиасимуляторе. Это тренажер аэробуса, семейства А320 и полетим мы на нем вместе с пилотом-инструктором Павлом Ивановым. Вся авиаоника здесь идентична той, что установлена в самолете.

На что сразу обращаешь внимание — в кабине аэробуса нет штурвала — управление самолетом происходит с помощью сайдстиков, а по-простому джойстиков, и получается что командир судна, сидя слева, управляет левой рукой даже в том случае, если он правша.

С того возраста, в котором Дамир Юсупов запечатлен на фото, он пишет правой рукой. Однако стать правшой его заставили в школе. По природе же командир левша, так что левая рука в экстренной ситуации его просто не могла подвести. Но тут одной надежной руки было мало. Пробуем повторить чудо — попытка номер один.

«Мы подходим к скорости принятия решения, принимаем решение на взлет — отказывает первый двигатель, левый, имитируем нестабильную работу двигателя номер два, уменьшаем тягу. Это сигнализация о приближении к земле. Отключаем двигатель. У нас произошло крушение», — комментирует пилот-инструктор Павел Иванов.

Пробуем еще. Снова взлетаем, снова теряем левый двигатель.

«Вот отказал двигатель самолет начинает ощутимо разворачивать в сторону отказавшего двигателя — нас резко повело и трясет. Я думаю, что справляться уже сейчас непросто, гораздо сложнее», — отмечает Павел Иванов.

Однако дальше, после отказа второго двигателя, сколько бы мы не предпринимали попыток, во время экстренной посадки на случайное поле выходит одно и то же. Шанс сесть удачно — один на миллион, а может и больше.

«Мы просто летели к земле, никто не кричал, никакой паники. Это настолько очевидно было, что там не нужны были слова, все просто ждали своей участи», — вспоминает женщина.

Сели так быстро и так удачно, что даже диспетчеры не успели опомниться. Когда командир запрашивал помощь наземных служб, в аэропорту думали, что самолет еще в небе.

Пилот: «Свердловский, просим скорую помощь и службу спасения».

Диспетчер: «Ожидаем. Высота ваша и сколько пассажиров на борту?»

Пилот: «Высота. Мы выполнили, сели за полосой. Пассажиров 226 и семь членов экипажа».

Диспетчер: «Еще раз повторите».

Пилот: «226 и 7 членов экипажа. Не отвлекайте, у нас эвакуация пассажиров».

Очень повезло с экипажем, не всем так везет.

«Действия всего экипажа были очень слаженные, мы меньше минуты после остановки находились в салоне, уже через секунд 30-40 были открыты все люки, уже начали надуваться трапы», — рассказывает пассажир рейса Ю178.

«Стюардессы, эти девочки сняли с себя туфли и босиком бегали по кукурузному полю, спрашивали, кому нужна помощь, абсолютно потрясающая работа персонала», — отмечает еще один пассажир рейса.

«Мы прыгали из самолета, кричали: «Быстрее, быстрее!» А жить-то хочется, жить-то хочется», — вспоминает женщина.

Пассажиры толпились вокруг самолета. А ведь сразу после посадки никто не мог знать, что течи топлива нет, и что борт не вспыхнет. Тогда-то и прозвучали те самые слова старшего борт-проводника: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы».

«Я видел мемы, уже футболки кто-то делает, вообще молодцы. Надо было запатентовать фразу», — считает Дмитрий Ивлицкий.

Именно в той самой кукурузе у самолета пассажиры отдали должное двум пилотам и пяти бортпроводникам. Потом несколько сотен метров по полю. Уже подоспели скорые. Госпитализация понадобилась только одному человеку.

И вот уже тот самый мальчишка с родителями под Евпаторией.

«Хорошо, вода очень теплая», — говорит мальчик.

Вчерашние пассажиры рейса Ю178 купаются и жуют кукурузу. А командир, и так уже сильно всех удивший, извиняется за то, что сам не смог довезти до Крыма.

«Пассажирам я единственное, что могу сказать: немножко даже виноват, что их не доставил до места назначения (в Симферополь). С некоторыми беседовал, когда обходил самолет. Хочу пожелать всем, кто пострадал, выздоровления, здоровья и не бояться летать», — говорит Дамир Юсупов.

В тот же день, когда станет известно, что президент присвоил звание героя, он еще скажет, что героем себя не считает, как и остальные шесть членов его экипажа. Но вот страна считает иначе. Так что когда все семеро выходят на поле перед игрой «Урала» 22 тысячи болельщиков встают, чтобы им поаплодировать.

Читайте также: