Интересная выставка открывается в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке
Врубель, Серов, Ге, Васнецов — услышав эти имена, сразу понимаешь: надо идти и смотреть. Впитывать энергетику великих. «Предчувствуя двадцатый век» — это работы, которые нечасто можно увидеть. То, что художники передавали, что называется, между строк. Что еще не наступило, но витает в воздухе, уникальные работы, некоторые считались утерянными — и это счастье, что они нашлись.
Эти работы не входят в постоянную экспозицию, их редко достают из запасников. Все потому что это графика. Картины требуют особого температурного режима, влажности и приглушенного света.
Графический рисунок — это не всегда черно-белое изображение. В графике используется не только карандаш, но и гуашь, акварель или, посмотрите на этот портрет дочери основателя Третьяковской галереи Александры Павловны, здесь используется пастель и специальные графические техники, которые придают этому портрету цветовое разнообразие.
Портрет работы Репина, а еще произведения Васнецова, Ге, Серова, Врубеля и Борисова-Мусатова. Не одна, а целых шесть мини-выставок. Они посвящены важнейшему этапу русской графики, когда она получила второе дыхание после десятилетий пребывания в тени живописи.
«Графика из некоего вспомогательного материала, хотя трудно назвать библейские эскизы Иванова, например, вспомогательным материалом, но все равно период господства академизма и передвижничества все-таки графика была гораздо более вспомогательным видом, нежели это стало в 70-80-е и 90-е годы и на рубеже веков», — рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Выставка «Предчувствие 20-го века» о том, как наступил не календарный, а настоящий 20-й век в графике. Например, в документальных карандашных портретах Врубеля читается будущий «экспрессионизм» и некоторые формы «реализма». Для Валентина Серова зона эксперимента располагалась на границе живописи и графики — таким примером является работа «Похищение Европы».
Эти художники улавливали что-то новое в музыке времени. Вглядитесь в этот портрет итальянской актрисы Дузе. Репин буквально нащупывает форму руками, пальцами растирая линии контура.
«С помощью этих именно штрихов, этой техники появляется воздух, игра света — тени, свет, то есть актриса будто выступает на нас. Изначально художник хотел сделать, исполнить с помощью живописных техник, но начав работу, он понял, что именно графическая техника своей вот молниеносностью, резкостью, не затрачивая множество времени передает темперамент актрисы», — поясняет хранитель отдела графики Третьяковской галереи Майя Киселева.
На выставке представлены уникальные работы Николая Ге, когда-то считавшиеся потерянными иллюстрации к текстам для неосуществленного издания Льва Николаевича Толстого «Краткое изложение Евангелия».
«Когда эти работы появились, стало все понятно, откуда возник Врубель, который был связан с Николаем Ге, в том числе и родственными узами, и ты понимаешь, что художник, бывший одним из самых ярких представителей искусства передвижников, действительно определил столь многое», — отмечает Зельфира Трегулова.
Васнецов пытался реформировать существующую тогда систему храмовых росписей, его графику в начале 20 века воспринимали как эксперимент. Борисова-Мусатова современники относили уже к представителю следующего поколения.
«Прошлое присутствует на уровне сюжетов, он рисует дам в старинных туалетах, старинные усадьбы, заброшенные парки. Но его язык — это уже язык 20 века, это уже стилизация формы, это не подражание натуре, а преображение ее», — говорит куратор выставки, заведующая отделом графики Ирина Шуманова.
Выставка «Предчувствие 20 века» о работах тех художников, без которых невозможно было бы наступление нового века в искусстве. С завтрашнего дня она открыта для всех желающих. Но не стоит забывать о масках, социальной дистанции — в зале одновременно могут находиться не больше восьми человек.