Сапожник — это звучит гордо! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 10.08.2016
В коллекции Назима Мустафаева тысячи коробок с обувью. Каждая пара уникальна. Например, бельгийская туфелька конца XIX века с причудливым каблуком. Или ее современник — кожаный ботинок с тридцатью пуговицами. Застегивали их специальными обувными крючками. Шедевр от Франсуа Пинэ — детские пинетки. Свадебные французские туфли XVII века — технология, как в иконописи. Масляная краска по левкасу, еще и с позолотой. Детские ботинки со шпорами из Пруссии. Туфелька с вышивкой — цветы, как в ботаническом атласе. Экземпляры из парчи с драгоценной нитью, из меха, алюминия. И даже футуристичные туфли, которые создал… архитектор. Британка иракского происхождения Заха Хадид.
Чтобы шить обувь, нужно быть и архитектором, и инженером, и художником, и портным — считает Александр Арнаут. Скелет стопы — это 26 костей. Нужно учесть каждый изгиб. Стопу исследуют до миллиметра. Даже делают гипсовый слепок. И только потом рождается дизайн. Материал для правого и левого ботинка должен идеально подходить друг другу по фактуре и рисунку. Чтобы сделать пару из крокодила, мастер отбраковал 20 неподходящих шкурок. Лекало прорисовывают прямо на колодке, потом переносят на кожу. Глазомер должен быть идеальным, ведь что-то ушить, как портной, обувщик не может. На один ботинок — 200 операций. Сотня инструментов — только ножей для фигурной вырезки около 20. Дни, а то и месяцы работы. Именно поэтому, говорит Александр, появилась поговорка — сапожник без сапог. Некогда!