Тайны Третьяковской галереи. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 22.05.2017
Шедевры Третьяковской галереи знакомы всем с детства. Но даже у полотен, о которых, кажется, мы знаем все, есть тайны и секреты. На знаменитой картине с мишками «Утро в сосновом лесу» в левом нижнем углу - рыжее пятно. Здесь была фамилия соавтора Шишкина, художника Савицкого, который дорисовал медвежат. Но Третьяков посчитал работу Шишкина основной, взял скипидар и стер имя второго художника.
«Портрет неизвестного в треуголке» кисти Рокотова. Полвека назад эксперты сделали рентген полотна и увидели под треуголкой парик, под мундиром украшения и декольте. Оказалось, изначально Рокотов написал портрет супруги своего приятеля, но когда тот женился второй раз, попросил художника спрятать бывшую под мундир, чтобы та не смущала новую супругу.
А картина Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» и вовсе родилась второй раз 12 лет назад. Искусствоведы удивлялись, почему гром-камень, на котором сейчас стоит «Медный всадник» выглядит на картине меньше, чем в реальности. В 2005 во время реставрации эксперты обнаружили под слоем краски другой рисунок, на котором камень был значительно больше, а Петр - мужественнее. Оказалось еще век назад, полотно порвали, и некий реставратор закрасил оригинал.