Выставка картин Айвазовского в Москве будет работать каждый день до полуночи вплоть до 20 ноября
Любовь к искусству — это, конечно, прекрасно, спекулянты хотят на этой любви заработать. Подтверждение тому — последние выставки в Москве: Серов, Айвазовский, Рафаэль. Официально билеты раскупаются моментально, желающих при этом остаются сотни.
- Билетик нужен? Тысяча рублей, и прямо сейчас проходите.
Жизнь в очереди или кошелек? По сути, они ставят ультиматум. Эту очередь они сами и создали: скупили на сайте Третьяковской галереи все электронные билеты, а в кассу посетители стоят теперь по полдня.
Обычный билет перекупщики продают по полторы тысячи рублей — тройная цена. Льготный — по 500. В кассе «Третьяковки» он обошелся бы всего в 150.
- Есть и на субботу, и на воскресенье при себе, я могу сразу вам их продать.
Искусство бесценно, но в Интернете - дороже. Вот сайт-перекупщик: выбираем лучшее время - выходные, где-нибудь после обеда. 4 тысячи 200 рублей. Получается накрутка 840%. Столько приносит торговля оружием и наркотиками колумбийским картелям.
Конечно, работают здесь круглый год. Первый канал снимал перекупщиков в разное время в течение месяца. Этот юноша скрывает лицо, хотя сначала бежал к нам, обгоняя конкурентов.
- А билеты где берете, схему можете нам рассказать?
- Я вообще не знаю, о чем вы говорите.
«Видимо, не узнав меня, он предложил мне билет без очереди, и когда я его схватила за руку, его действительно забрали в отделение. Но часа через два он появился на своем рабочем месте и продолжал свою деятельность», - рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Директор «Третьяковки» лично пытается дать спекулянтам по рукам. В кассах ввели норму — шесть билетов в одни руки. Приостановили продажу через сайт. Нашли и уволили сотрудников, торговавших из-под полы. На их место, судя по словам самих перекупщиков, пришли другие. Задействована целая цепочка. Уличный продавец - последнее звено.
- Администратор, кассиры, менты. У меня 150 рублей.
Мы видим уникальное явление. Раньше билетная мафия крутилась только вокруг театров: Большой, Таганка, «Современник». Сейчас поняли: музей в России — больше, чем музей.
«Музеи сегодня, сейчас — в фокусе общественного внимания. Мне кажется, что это связано еще и с тем, что жизнь становится такой непростой, теряется ощущение стабильности. И люди начинают тяготеть к чему-то, что помогает им психологически выдержать все те вызовы, которые жизнь им бросает», - поясняет Зельфира Трегулова.
Сначала Серов — полмиллиона посетителей. Теперь эти залы накрывает девятый вал жаждущих увидеть Айвазовского. Хотя работы обоих художников в «Третьяковке» доступны всегда. Просто сейчас добавили картины из других музеев. Повышенный спрос? Тогда мы идем к вам! Спекулянты научились разбираться в искусстве.
Если такая, в общем-то, доступная выставка вызывает у посетителей столь живой интерес, можно представить, какой ажиотаж будет твориться здесь после 25 ноября: сюда, в Третьяковскую галерею, привозят экспозицию «Шедевры Ватикана». На первые несколько дней после открытия билетов на сайте «Третьяковки» уже нет. Они уже у перекупщиков.
Спекулянты — термин устаревший. Остался в словарях, из Уголовного кодекса исчез. Нет такой статьи. А метод борьбы все же есть. Юристы предлагают «Третьяковке» сделать билеты именными, как в европейских галереях. Идет группа - все равно, документы! Кто главный?
«Даже перекупщик, который купил билет, вынужден ходить и ходить на Айвазовского, каждый раз продавая три билета из четырех. Думаю, в общем, это действительно усложнит задачу», - считает адвокат Ирина Адамова.
Пока же они усложняют задачу посетителям. Но те, кто в очереди, несгибаемы: обращаться к спекулянтам — это как покупать краденое. Они воруют самое важное — эмоции.
- Мы не спонсируем таких людей.
- Принципиально. Сейчас им если это понравится, они и в следующий раз придут.
- Хотим быть честными.