Московский ГУМ преобразился, примерив на себя стиль конструктивизма
Современные дизайнеры создали одежду по эскизам почти вековой давности. Это словно попасть на модный показ в 20-е годы прошлого века: легко можно представить, в чем ходила, например, Лилия Брик, и что предпочитала Вера Мухина.
Город засыпает — просыпаются водолазы. Вот, что происходит в ГУМе, когда наступает ночь. В основание фонтана закладывают послание будущим поколениям, которое они смогут прочитать через 50 лет.
А на первой линии магазина — другое послание — от конструктивистов XX века нашему времени. И здесь легко запутаться. Например, трогательные носочки по щиколотку и ситцевое платье нет, совсем не из прошлого столетия — они из последней коллекции.
Дерзкий дизайн, смелые решения, латинские буквы на логотипе. Скажете, такова современная мода? Не угадали. Эта одежда была воссоздана по этим эскизам. Присмотритесь к дате — 1921 год.
Ничего лишнего: силуэты простые, фасоны удобные. А вот ткани, словно полотна супрематистов с их бессюжетной живописью. Ситец от Степановой и Поповой моментально стал брендом. Платья и платки с их рисунками обожала носить и главная модница 20-х годов Лиля Брик. Впрочем, нередко наряды создавали, из чего придется.
«Бусы они делали из хлебного мякиша и красили его. Сумочки были буквально из шнурков, веревочек, все это было так интересно», — рассказывает куратор выставки, историк моды Наталия Козлова.
Кстати, точно такое же платье носила Вера Мухина. Всего на выставке более 50 предметов одежды, которые сшиты один в один по рисункам конструктивистов. Вечерние наряды, костюмы для спектаклей, униформа для рабочих — художников интересовало все, особенно спорт. Варвара Степанова первой решила: спортсмены из разных команд должны отличаться по цвету, а их костюмы надо делать многофункциональными.
«Видите, вот юбка-брюки, вот такие были штанишки, которые завязывались, если надо было заниматься спортом. А потом можно было развязать их, и в складочку здесь образовывалась юбочка», — показывает Наталья Козлова.
Одежда как искусство, а искусство долой из музеев. Оно должно приходить в дома и стоять на столах в виде сервиза или говорить с населением с ярких плакатов. И то, что они выставляются в ГУМе, совсем неслучайно.
«Первые самые плакаты с текстами Маяковского по эскизам Родченко говорили именно про ГУМ. Вот эти окна РОСТА, которые мы думаем: где же они были? Все 49 витрин ГУМа — это и были говорящие плакаты РОСТА», — объясняет управляющий директор группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.
Тандему Родченко и Маяковского посвящен целый раздел выставки. Здесь их реклама пива, резиновых мячей. В ГУМе конструктивисты гостят целый месяц. И за это время посетители магазина смогут пройти своеобразный квест — в новых коллекциях отыскать послания из прошлого.