В Русском музее в Петербурге прошел предпремьерный показ фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов»
Сегодня на больших экранах долгожданная премьера, фильм «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего. Картина успела покорить зрителей и жюри Берлинского фестиваля, став его лауреатом. В России ленту уже смотрят на Дальнем Востоке и в Сибири. Несмотря на будний день, жители приморской столицы раскупили билеты даже на дневные сеансы. Ажиотаж и у касс в Новосибирске. Ведь фильм «Довлатов» будет идти всего четыре дня, включая сегодняшний.
А в Санкт-Петербурге, особом городе для создателей картины, зрителей на предпремьерный показ собрали в необычном месте – в Мраморном дворце Русского музея. О своем детище гостям рассказал лично режиссер. В фильме ему удалось передать атмосферу Ленинграда 70-х с «квартирниками», чтением стихов, юмором. И каждый в зале словно совершил прогулку по тому самому городу Сергея Довлатова.
Пять бессонных ночей. Позади – триумф на Берлинском кинофестивале, сразу же премьера в Сербии и показ в Москве. Но больше всего, признается режиссер Алексей Герман, волновался перед встречей с петербургским зрителем. Здесь многие помнят героев фильма. Не везде еще выветрился дух 70-х. Квартира Довлатова не сохранилась, но улица Рубинштейна все та же. Памятник писателю не сразу и заметишь – в натуральный рост он сливается с толпой, как будто замер один из прохожих. Только стол – гранитный и бронзовый «Ундервуд».
«Фильм не только о Довлатове, фильм о времени, о городе, об эпохе, вообще обо всем. Бродский еще в городе, Довлатов еще не уехал в Прибалтику, потому что они еще молоды, потому что они еще не потяжелели, не старые и не отчаявшиеся внутренне, потому что все еще впереди, и они еще не знают, что будет», – рассказал режиссер Алексей Герман.
Вот почему в Петербурге премьеру сразу планировали особую. Под кинозал Русский музей предоставил целый Мраморный дворец. Не сразу догадаешься – такое гостеприимство или провокация? Ведь на входе выставка «Ленинградский опыт» – текстиль, картины, платья, игрушки того времени. Музейщики будто устроили экзамен для авторов фильма: в деталях эпохи вы точны?
«Невозможно повторить эпоху один в один, с точки зрения буквального повторения. Потому что любое повторение – это хуже, чем оригинальное, потому что должно возникнуть что-то третье», – говорит художник-постановщик фильма Елена Окопная.
Работу Елены Окопной уже признало жюри Берлинского кинофестиваля – впервые за его 68-летнюю историю вручили «Серебряного медведя» за художественный вклад не оператору, не монтажеру, а ей, художнику-постановщику фильма. С первых кадров мы безусловно верим и узнаем Ленинград начала 70-х.
«Замечательный, хороший фильм. Это фильм и о времени, о моем времени и о моей молодости», – говорит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
«О фильме я не спешил бы говорить. Мне бы хотелось переварить, столько информации… Огромное спасибо тем, кто это сделал», – говорит актер Евгений Сидихин.
Права на показ фильма «Довлатов» уже приобрели 30 стран, включая все англоязычные, а еще – Бразилию, Аргентину, Китай, Тайвань. Переговоры о правах на показ ведутся до сих пор, но наибольший интерес фильм вызывает у отечественного зрителя. Всего несколько часов до начала премьеры, но на ближайший сеанс все билеты проданы.