Венецианские вершины. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 02.09.2015
Эверест — высочайшая точка на планете. На этой высоте летают самолеты. Люди там часто оказываются на границе жизни и смерти из-за отсутствия кислорода, холода и лавин. На покорение этой вершины отправляются самые отчаянные. Эверест — самое опасное место на Земле. Фильм «Эверест» Бальтасара Кормакура основан на реальных событиях, один из героев — советский и казахстанский альпинист Анатолий Букреев, он спас троих в той страшной экспедиции. Снималась картина в горах. О том, как режиссеру удалось взять с собой на заснеженные скалы такой звездный актерский состав, мы обязательно узнаем у него в Венеции.
В основном конкурсе участвует Александр Сокуров. Четыре года назад он вернулся с фестиваля с главным призом — «Золотым львом» за свой трехчасовой шедевр «Фауст», снятый на немецком языке. В этот раз в конкурсе — «Франкофония», мультижанровая картина, снятая Россией, Францией, Германией и Нидерландами.
Александр Сокуров, российский режиссер с мировым именем, признанный авторитет в мире кино, говорит о необходимости сохранения культурных ценностей. Главная опасность для человечества, считает он, в возвышения политических целей над гуманитарными ценностями.
Александр Сокуров, режиссер: «От этого страдает цивилизация, мы страдаем от этого, люди, народы страдают от этого. Потому что для нас важнее гуманитарность — жизнь, утверждение жизни во всех ее проявлениях, ценность культуры, ценность искусства. Это и есть утверждение жизни, утверждение высоких качеств человека. Потому что политические качества и политические конструкции сегодня одни, а завтра — другие. А Эль Греко, Рембрандт, Тропинин и Толстой переживут всех».
В основе фильма — судьба Лувра во время Второй мировой войны. Большую часть коллекции удалось тайно вывезти и спрятать. Немецкие войска увидели Париж, но не главные сокровища Лувра.
Александр Сокуров, режиссер: «Это соединение игрового и документального материала, там есть сцены восстановления, реставрации событий с участием немецких и французских актеров, и есть, конечно, использование материала документального — французские и немецкие архивы. Но мы его использовали не как документ, а как художественную часть фильма. Документальные кадры в этом фильме не есть подтверждение какой-то правды. Это воссоздание атмосферы того времени, в которое хотелось вернуться — Париж, сороковой год».
Вспоминая те страшные дни, режиссер проводит аналогии с днем сегодняшним и очень серьезно предупреждает: «Когда политика берет верх, люди дичают, и все дичает — и культура, и промышленность, и искусство ведения войны, и решение государственных проблем — все рушится. Я не очень востребованно чувствую себя на Родине, мои фильмы не показывает телевидение, они практически не идут в прокате. У меня нет никаких претензий, я ни на кого не обижаюсь — так сложилось. Я рад тому, что фильм увидят хотя бы зрители в Европе. Многие европейские страны уже осенью, с ноября месяца, начинают показы. Это очень важно, потому что фильм, в том числе, и о том, в каком опасном положении находится сегодня и Европа. Голосуйте за тех, для кого гуманитарные ценности выше политических!»