Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
13 октября 2019, 22:28

Восстановлено единство русской православной церкви после революции 1917 года

Раскол на Украине, вызванный созданием в конце прошлого года так называемой новой церкви, по сути, политического проекта Петра Порошенко, может тяжело отозваться в Греции. Там готовит общее заявление группа митрополитов, не согласных с решением Элладской православной церкви поддержать константинопольского патриарха Варфоломея в выдаче Киеву томоса об автокефалии. 

Как утверждает сегодня источник агентства «РИА Новости», по меньшей мере десять высших греческих иерархов предлагали как минимум отложить решение. Но оно было принято, причем не единогласно. И это тоже предмет для недовольства. А ведь накануне украинские раскольники Стамбульского прихода заявили именно что о признании греками, причем первыми в мире, церкви, которая, формально получив от Варфоломея самостоятельность, на деле оказалась почти полностью от него зависимой. 

Решение признать и признание – разные вещи, но в случае с Грецией, видимо, грань почти условна. Священнослужители там получают зарплату от государства, внешний долг которого почти вдвое превышает валовой внутренний продукт. Согласимся, светская власть в таких обстоятельствах удобный собеседник, например, для не скрывающего симпатий к украинским раскольникам госсекретаря США Майка Помпео, который вот только на прошлой неделе был в Афинах. А послом там, по совпадению, Джеффри Пайетт, представлявший Штаты в Киеве в том числе в разгар майдана. Нашумевшее решение Элладской церкви рассмотрит теперь и Священный синод Московского патриархата.

Контрастом ко всему этому другое событие недели, имеющее прямое отношение не только к религии. Восстановлено единство русской православной церкви, нарушенное революцией 1917 года, после которой часть приходов остались в Западной Европе.

Во вторник русский православный мир отмечал день памяти одного из самых почитаемых в России святых – Сергия Радонежского, духовного собирателя русского народа. В своей проповеди в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Московский отметил, что в этом году дата наполнена особым смыслом, накануне «русский экзархат» в Европе воссоединился с матерью-церковью: «Там, где любовь, там единство, где единство, там общение; а где разрушается единство, там прерывается общение людей, и на этой злой почве всегда прорастают плевелы ненависти, вражды и войн. Поэтому единство – не просто политический слоган, не призыв, имеющий прагматические цели. Единство – это провозглашение Божией заповеди».

После революции 1917 года русская православная церковь пережила страшные времена. Бежавшие от большевиков православные люди и за границей не нашли единства. Часть приходов оставалась в юрисдикции Московского патриархата, часть принадлежала зарубежной церкви, воссоединение с которой произошло в 2007 году, а третья часть – Западноевропейская архиепископия, с центром в Париже, обратилась к РПЦ с просьбой принять ее в свое лоно в сентябре. И на этой неделе Священный Синод эту просьбу удовлетворил.

– Я советовался со всеми священниками, со всеми старостами общин, которые говорили мне в один голос, мы должны обрести единство с той церковью, откуда мы пришли. Абсолютное большинство наших прихожан поддержало меня, что придало мне сил, – говорит Иоанн, архиепископ Дубнинский.

Отец Иоанн выполнил завещание митрополита Евлогия, создававшего после революции православную церковь в изгнании, чтобы утешать оторванных от Родины людей: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению».

Именно он собрал вокруг себя богословов, философов священников и их прихожан, оказавшихся в эмиграции. Их усилиями в Европе создавались семинарии и богословский университет в Париже. И хотя возникший в 1931 году экзархат подчинялся Константинополю, отец Евлогий до самой своей кончины в 1945 году пытался воссоединиться с родной церковью. Его мечта о национальном примирении сбылась лишь через 87 лет.

– Поскольку я вырос, родился и вырос во Франции, конечно, для меня это имеет особое значение. Ну в первую очередь потому, что там сейчас живут мои родственники, – комментирует Савва, епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии.

Отец Савва переехал в Россию 20 лет назад. Он историк «зарубежной архиепископии», и ее воссоединение с матерью-церковью, по его словам, очень важно, в том числе и для укрепления связей России и Европы. Ведь среди ее прихожан уже далеко не только потомки русских эмигрантов.

– В нашу церковь, в нашу русскую православную церковь входит церковный удел с очень особенной своей идентичностью, очень многие клирики и миряне этого удела являются коренными жителями западноевропейских стран, – комментирует Савва, епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии.

«Зарубежный экзорхат» – это 65 приходов во Франции, Нидерландах, Бельгии, Германии, Великобритании, Норвегии и Швеции, и Италии. 11 храмов и два монастыря.

Отец Прохор, потомок первой волны эмигрантов, служит в этой маленькой церкви в Брюсселе уже 23 года. Он показывает свой храм и говорит: решение Константинополя ликвидировать их экзархат была ударом для всех православных за рубежом. Ведь приходы просто разделили бы по метрополиям стран, где они находятся. Так что противников объединения с Московским патриархатом оказалось немного.

– Это кто? Это дьявол это делал. Он клеветник, он разделитель. Он хотел, чтобы мы разделились. И что случилось в епархии у нас, эти бунтовщики тоже разделились. Некоторые пошли к румынам, другие к сербам, другие остались под греками. А мы сказали, за владыкой мы пойдем, наша сила – это единение, – делится иеромонах Прохор, настоятель храма св. целителя Пантелеймона и св. Николая Чудотворца в Брюсселе.

Для многих прихожан храма то, что случилось, это очень личное. Ведь, по словам старосты общины Елены, когда Константинополь пытался ликвидировать «русский экзорхат», большая часть верующих чуть было не покинула родной приход: «Очень радостно от того, что люди возвращаются. Времена тяжелые прошли для нас, теперь люди могут прийти причаститься, исповедоваться, и это очень радует».

В храм на воскресную службу паства отца Прохора приходит сегодня в приподнятом настроении.

Для зарубежной архиепископии очень важно, что за ней сохранены все особенности управления, включая свободу выбора языка, на котором проводятся службы и финансовую самостоятельность. Голландец Йоост Ван Рооссум пришел в православие из протестантов уже взрослым человеком. Сейчас он профессор богословия в Париже: «Именно русская церковь принесла православие сюда на Запад. У греков оно узкоэтническое. Русское же более открыто миру. Вот почему оно широко разошлось в разные страны. Что бы ни говорили в Константинополе, но для нас, на Западе, наша мать-церковь – это русская церковь».

В своей проповеди Патриарх Кирилл призвал всех молиться, чтобы ни человеческие грехи, ни политические конфликты больше никогда не разделили единое тело Русской Православной церкви, впитавшей в себя людей разных взглядов, убеждений, разных народов и народностей. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей